В Липецке на Октябрьском мосту появилась трещина. В соцсетях произошедшее тут же окрестили «липецким разломом San Andreas». Впрочем, поводов для острот мало – местные жители переживают, как бы мост совсем не рухнул.
Тише едем
Вечером 20 февраля сотрудники департамента транспорта осматривали накренившуюся на Октябрьском мосту опору контактной трамвайной сети и обнаружили трещину в асфальте, пересекающую весь пролёт поперёк. В темноте было трудно понять, что случилось, поэтому на всякий случай движение по переправе перекрыли. Автомобилистов отправили в объезд, маршруты пассажирского транспорта изменили. А утром на место ЧП выехала комиссия, чтобы оценить, насколько всё критично.
Эксперты заверили, что повреждение незначительное – немного сместились две железобетонные плиты, между ними и образовалась трещина, ровно по шву. Поэтому мост решили открыть, но скорость транспорта на всякий случай ограничили: для машин и автобусов – до 20, для трамваев – до 5 км в час. А на подъездах установили дополнительные камеры, чтобы следить за грузовиками, которым ездить по мосту запрещено.
«Мы приступаем к оперативному техническому обследованию сооружения. Одновременно плотно займёмся вопросом разработки проектно-сметной документации для ремонта – такая задача уже поставлена перед профильными ведомствами», – сообщила мэр города Евгения Уваркина.
Как известно, Октябрьский мост – одна из главных переправ через реку Воронеж в Липецке. Он соединил Левобережный и Октябрьский районы города в 1972 году. А в 1980-х по нему пустили трамваи. За эти полвека сооружение ни разу капитально не ремонтировали.
Будет уроком?
О том, что Октябрьский мост нуждаётся в серьёзном ремонте, говорили давно. Но красноречивее всяких слов были фотографии со страшными зияющими дырами в пешеходной части.
«Там не только обувь, но и ноги оставить можно!» – жаловались горожане.
В 2016 году состояние городских переправ проверила Счётная палата и пришла к неутешительным выводам: все три главных моста через реку Воронеж – Октябрьский, Петровский и Сокольский – надо срочно ремонтировать. Аудиторы оценили стоимость работ в сумму более 1 млрд рублей. Но деньги нашли только на один Петровский. К сожалению, до Октябрьского моста за эти годы руки у чиновников так и не дошли. Неизвестно, когда бы про него вообще вспомнили, если бы, как говорится в русской пословице, не грянул гром.
Среди тех, кто неоднократно поднимал вопрос о выделении средств на обследование и ремонт городских переправ, был доктор технических наук, профессор, почётный дорожник РФ Борис Бондарев.
«В 2010–2011 годах на Октябрьском мосту уложили новый асфальт и заменили деформационные швы. Однако за десять лет в результате воздействия погоды и высокой транспортной нагрузки их целостность оказалась нарушена. Хорошо, что это обнаружили и забили тревогу. Если бы через трещину на опоры моста продолжила поступать с проезжей части вода, это привело бы к его дальнейшему разрушению, – говорит эксперт. – Почему-то считается, что мосты – чуть ли не вечные сооружения: построил и забыл, а то, что их нужно обслуживать, вовремя ремонтировать, мы забываем. Эта ситуация будет уроком. В ближайшее время специалисты проведут обследование, подготовят проект и, я надеюсь, уже в 2022 году мост отремонтируют».