За руль «железных коней» сели четверо липчан, среди которых был абсолютно незрячий юноша. Их конечной целью был Санкт-Петербург. На пути к Северной столице велосипедисты преодолели почти полторы тысячи километров и недавно вернулись домой. Подробности похода мы узнали у его организатора, руководителя ассоциации мультиспорта региона Алексея Чернобая.
Вспомнить о героях
Виктор Кремнев, «АиФ-Черноземье»: Алексей, как родилась идея отправиться в Питер на велосипедах?
Алексей Чернобай: Такие пробеги под названием «Маршрут Победы» мы проводим уже пятый год подряд. За это время посетили все мемориалы области. А в этот раз, в честь 72-й годовщины Победы, решили замахнуться на сложный маршрут — 1400 км: Липецк — Елец — Москва — Ржев — Осташков — озеро Ильмень — Великий Новгород — Санкт-Петербург. Конечную точку определили не случайно: при обороне города на Неве и во время блокады погибли три тысячи наших земляков, и мы решили, что почтить их память важно и нужно.
— Команду собирали из профессионалов?
— Нет, с нами ездили инструктор по плаванию Сергей, руководитель производства Михаил и воспитанник интерната для слабовидящих детей Виталий — он ехал в паре, на специальном двойном велосипеде-тандеме. Определяющим фактором при отборе участников было желание и способность упорно тренироваться. Ведь готовиться мы начали ещё зимой. Сначала — на велостанках и тренажёрах, а чуть снег сошёл — выехали на трассу. В день преодолевали до сотни километров. Кроме того, тщательно прорабатывали маршрут, продумывали, где будем ночевать в хостелах, а где в палатках — в основном останавливались на природе.
— На поход вы запланировали 12 дней. В сроки уложились?
— Да, буквально до часа. Просто прикинули, сколько времени нужно, чтобы средним темпом доехать до Северной столицы. Стартовали 12 июня в Липецке, на площади Героев. Там прошёл митинг, присутствующие возложили цветы к Вечному огню, а нам сказали добрые слова перед дальней дорогой. До Ельца мы ехали большой колонной — нас сопровождали спортсмены из велоклубов. А от памятника героям-ельчанам уже покатили одни. В первый день со свежими силами преодолели 170 км. На ночёвку остановились в районе Ефремова, на берегу Красивой Мечи — необыкновенное место.
Проверка на прочность
— 1400 километров — путь неблизкий. Обошлось без нештатных ситуаций?
— У меня на трассе внезапно взорвалась покрышка. Я больше 20 лет занимаюсь велотуризмом, но знать не знал, что такое возможно. Хорошо, скорость была небольшая, под 30 км в час. А на спусках иногда до 60-ти доходит. Тогда бы точно в кювет улетел. А так — просто испугался. Ещё погода подвела — практически половину пути испытывала нас на прочность. Дождь то лил как из ведра — проливной и ледяной, то моросил будто осенью. Чтобы не замёрзнуть, приходилось нажимать на педали. От спин просто пар валил. А с утра в недосохшую обувь засовывали полиэтиленовые пакеты. Но никто не заболел. Зато аппетит был просто зверский! Все столы заставляли едой — и всё уминали.
— Вам пришлось ехать через Москву, сложным ли оказалось испытание МКАДом с его оживлённым движением?
— По МКАДу ехать оказалось опаснее, чем по М-4. Московские водители очень лихие, я бы сказал, слишком. Хорошо, с нами была подмога — впереди ехал микроавтобус. Это придавало уверенности.
— Виталий всё время крутил педали наравне со всеми? Как он вообще себя чувствовал во время пробега?
— Виталий молодец. Он и перед пробегом ответственно тренировался и на маршруте выкладывался по полной. Большую часть пути мы с ним ехали вдвоём на тандеме. Представьте — по восемь часов в день! Очень выносливый парень, тренированный, с сильной волей. Я уверен: он даст фору многим абсолютно здоровым ребятам. У Виталия есть мечта: участвовать во всероссийских соревнованиях по велосипеду-тандему. Думаю, с его характером у него всё получится.
«Русский характер»
— Много мемориалов посетили за время пробега?
— Мы побывали под Истрой, в Московской области, почтили память погибших в Великой Отечественной во Ржеве, в Тверской области, посетили мемориал пропавшим без вести. Бои подо Ржевом были одними из самых кровопролитных. По официальным данным, Красная Армия лишилась там 606 тыс. бойцов. Огромное количество солдат пропало без вести, и в честь этих неизвестных героев, навеки оставшихся в болотах, поставили памятник. Знаете, можно читать книги, смотреть фильмы, но только оказавшись в таких местах, до конца понимаешь, что пришлось пережить нашим предкам, и что такое знаменитый «русский характер». Запомнился и Селижаровский укрепрайон, на строительстве которого в 1941-42 гг. трудились 150 тыс. человек — в основном женщины, дети и старики. И захоронения в Тверской области — здесь поразил контраст: наше кладбище, старенькое уже, и подальше — немецкое, где фашистов хоронили: дорожки, аллеи, всё чистенько, ухожено.
— Что особенно запомнилось в поездке?
— В Великом Новгороде после возложения цветов к мемориалу к нам подошёл пожилой мужчина — член правления организации «Дети войны». Передал нам старые календари и журналы об освобождении города, значки советские и аудиозапись «Победа под Ленинградом» на кассете 76 года. Уникальная вещь… Подошёл и говорит: спасибо вам, вы память по-настоящему храните. Честно, очень был впечатлён. А ещё девушка подошла, пригласила в инклюзивный центр, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Мы рассказали им о нашем проекте. Их это так заинтересовало, столько вопросов задавали: по сколько километров в день проезжаем, что едим.
— Может, именно так и воспитывается настоящий патриотизм?
— Думаю, да. Не зря говорят — лучше один раз увидеть, чем сто — услышать. Если бы пробеги по «Маршрутам Победы» стали популярнее и молодёжь в них активно участвовала, возможно, нам бы больше не пришлось говорить о воспитании патриотизма.
— Как возвращались домой, тоже своим ходом?
— Мы получили очень серьёзную нагрузку, поэтому возвращались на микроавтобусе. Но усталость была приятная, а также чувство огромного удовлетворения: мы это сделали, смогли! Хочется сказать огромное спасибо всем, кто помогал в организации проекта. И пожелать, чтобы традиция подобных велопробегов продолжалась.