Для русских и украинцев – отец Михаил, для американцев – «фазэр Майкл». Два года он живёт с семьёй в пригороде Сент-Луиса, в штате Миссури. Служит в храме святителя Иоанна Златоуста в Свято-Архангельском монастыре.
Во Всемирный день русского единения, который отмечают 21 сентября, «АиФ-Черноземье» поговорил с отцом Михаилом Волжанским из Липецка, который уехал жить и служить православной церкви в Америке, и его женой Ольгой.
О миссии
Кто-то едет в Америку за мечтой, кто-то – за большими деньгами, а кто-то, как отец Михаил Волжанский, с простой и в то же время важной миссией – проповедовать православие.
«В США, особенно в таких городах, как Нью-Йорк, много русской паствы, которая нуждается в духовном общении. Но не всегда может его получить. Во-первых, там не так много православных церквей, как у нас, а во-вторых, даже в православных церквях многие священники - американцы, что создаёт определённые трудности в понимании. А потом, для человека важно молиться на родном языке», - говорит отец Михаил.
Сначала он приехал в США как турист – посмотреть страну. Путешествовал по Штатам, любовался природными красотами, посещал православные храмы и монастыри. В одну из таких поездок батюшка встретился с архиереями Русской православной церкви за границей, и архиепископ Чикагский и Средне-Американский Пётр предложил ему остаться в Америке послужить. Так отец Михаил с супругой Ольгой оказались в пригороде Сент-Луиса, в милом, по-американски уютном городке Хаус Спрингс, где живут всего 15 тысяч человек.
Жильё семье предоставила церковь, а жить предстояло на скромное жалование, состоящее преимущественно, как почти везде в мире, из пожертвований прихожан. Именно поэтому большинство священников-американцев подрабатывают на светской работе.
Отец Михаил начал собирать паству.
«Раньше в Хаус Спрингс был приход, но потом батюшка заболел, и службы прекратились, община осталась без духовного наставника, а так как церковь от центра города находится достаточно далеко, то и люди перестали туда ездить», - объясняет отец Михаил.
Новость о том, что в Сент-Луис приехал русский священник, быстро разлетелась по округе, и в церковь снова потянулись люди.
О пастве
«В основном моя паства – это выходцы из Советского Союза, которые в разные годы переехали жить в Америку, - продолжает священник. – Для них церковь – больше, чем духовное пристанище, это фактически родной дом, куда они могут прийти и просто поговорить. Они скучают по общению, по языку. Как рассказывают некоторые прихожане, бывает, что за всю неделю не с кем русским словом перемолвиться. У одних мужья – американцы, у других уже и дети говорят по-английски. Многие русские в эмиграции чувствуют себя одинокими».
Поэтому отец Михаил не только проводит богослужения, но и старается организовать жизнь общины. Собираться вместе по праздникам и воскресеньям стало уже традицией. Прихожане приходят целыми семьями, каждый приносит какое-нибудь угощение. Все дружно поют песни под гитару, едят, общаются.
Кроме того, каждое воскресенье батюшка проводит для всех желающих занятия по православному богословию. Люди слушают его с удовольствием, бывает даже, что засиживаются в церкви допоздна.
Отец Михаил окормляет и ещё один приход - храма Успения Божией Матери в соседнем штате Иллинойс. Там прихожане преимущественно американцы – потомки карпатороссов - группы восточно-европейских славян, проживающих преимущественно в Украине, Словакии, Польше, Венгрии. Службу для них батюшка ведёт на английском.
«А вообще смотрю, кого в храме больше. Если наших соотечественников, то переключаюсь на церковно-славянский, если американцев, перехожу на английский, - уточняет он. – Специально записались с супругой на языковые курсы. Конечно, в совершенстве языком пока не овладели, но стремимся к этому».
Осваивает отец Михаил и общение с паствой через интернет: делится новостями приходской жизни, расписанием богослужений. В Америке, где расстояния огромные, до каждого прихожанина ногами не дойти, это единственный способ связи.
Об Америке и американцах
«Что мне нравится в Америке, так это порядок: идеальные газоны, подстриженные деревья, ровные дорожки, - продолжает отец Михаил. – Там крайне редко случаются ДТП: все развязки и перекрестки сделаны настолько грамотно, что риск столкновений минимальный».
За порядком в США строго следит полиция. Номер «911» чуть ли не с младенчества знает каждый американец и, если что-то случается, не стесняется по нему звонить.
«Этой зимой в Сент-Луисе выпал снег, город парализовало. Люди оставляли машины на обочинах и шли пешком. Особенно забавно было наблюдать, как американцы, не сумев заехать на своём авто в горку, вызывали службу спасения. Те приезжали, посыпали дорогу перед машиной солью, водитель ждал, когда реагент сработает и только после этого ехал дальше», - рассказывает супруга священника Ольга.
«Вообще в Америке жизнь удобная, там всё продумано до мелочей, - добавляет отец Михаил. – В парках все условия для занятий спортом: баскетбольные, футбольные площадки, теннисные корты с полной инфраструктурой, освещением. На автобусах специальные крепления для велосипедов: сел в автобус, повесил велосипед на кронштейн и едешь, сколько тебе нужно».
Транспорт оборудован откидными подножками для инвалидов. Причём водитель сам выходит и закатывает коляску в салон.
«Американцы очень отзывчивые. Если, например, ты заходишь в магазин и не можешь объяснить, что тебе нужно, они до последнего будут пытаться тебя понять, пока не сделают, как ты хочешь, - продолжает Ольга. – И при этом всегда улыбаются. Возможно, это просто элемент культуры, но тебе всё равно приятно. Ещё американцы тактичны: они никогда не будут лезть с советами и спрашивать про твою личную жизнь. В США так не принято».
О стереотипах
Пожив два года в Америке, супруги успели познакомиться с обычаями и традициями страны и говорят, что у русских относительно американцев много стереотипов.
«Как в анекдоте: приезжаю в Россию, а меня люди спрашивают: ну как там в Америке, и, не дождавшись ответа, сами начинают рассказывать, как там в Америке», - улыбается отец Михаил.
Например, распространено мнение, что Америка - страна разврата. Это вовсе не так, говорят Волжанские.
«На пляже там почти не встретишь людей в открытых купальниках, - говорит Ольга. – Мужчины часто купаются в майках, женщины тоже в целом одеты достаточно скромно».
«Америка - очень христианская страна. Юг так и вовсе консервативен, - добавляет отец Михаил. – Например, каждое воскресенье американцы ходят в церковь. Поэтому, когда русский на вопрос, в какой храм ты пойдёшь, отвечает, что он в храм не ходит, это их сильно удивляет. После этого и наши люди начинают задумываться, в какую бы церковь им пойти, тут-то многие вспоминают, что они православные, и начинают искать русские храмы».
Второй миф, который развенчивает священний, - что американцы хотят захватить Россию.
«Это тоже не так, - говорит батюшка. - Многие американцы даже не знают, где Россия находится. Впрочем, с их стороны тоже бывает несколько настороженное отношение. Это связано с тем, что их, как и нас, десятилетиями настраивали против СССР, но, пообщавшись с нами подольше, они понимают, что мы в общем-то неплохие парни. Ещё чудно, что в России все всё знают про Америку. Как шутят русские эмигранты: звонит мне мама и говорит, что у меня на соседней улице произошла авария. Так было и со мной: обычная в общем-то новость о том, что у меня украли мотоцикл (отец Михаил – увлечённый мотоциклист), очень быстро дошла до России, где стала очень популярной».
Об эмигрантах и русских бабушках
«Перед поездкой в США я услышал такую фразу: «Америка показывает, кто ты есть на самом деле». И, пожив там какое-то время, могу сказать, что это действительно так, - говорит отец Михаил. - Если ты мечтатель, то ты так и останешься мечтателем с пустыми карманами. А если ты практик, сможешь всего добиться в этой жизни».
Отец Михаил рассказывает, что ему приходилось сталкиваться с выходцами из бывшего СССР, по тем или иным причинам ставшими бездомными в благополучной Америке. Особенно много таких в Нью-Йорке.
«Можно писать книгу про сломанные судьбы и разбитые надежды русских в Нью-Йорке, - говорит батюшка. - Мне кажется, эти люди не видели Америку: они живут в русской части Нью-Йорка, а в «США» ходят как на экскурсию, и в целом они остаются жить в России, только не в той, реальной России, а в той, какая сформировалась у них в голове, очень похожей на СССР. Они застряли в прошлом и не хотят оттуда выбираться».
«Америка - страна возможностей. Но всё зависит от самого человека – захочет он ими воспользоваться или нет, - добавляет Ольга. – Я, например, как художник приобрела колоссальный опыт. Познакомилась с интересными людьми, посетила множество музеев, даже провела персональную выставку».
Недавно отец Михаил с супругой вернулись в Россию, чтобы дооформить необходимые документы. А потом снова – в Америку. Миссия русского батюшки в Штатах ещё не окончена. Там его ждёт паства, а недавно он открыл там православный мотоклуб.
«По России не скучаете?» - спрашиваю я.
«Скучаем по общению с родными и по русским старушкам, - отвечает Ольга. - В Америке тоже есть русские бабушки, они по-своему милые: в шляпках, в элегантных платьях, но они больше похожи на американских пожилых леди. А наших бабушек - в платочках и ситцевых платьишках - нет. Один раз в Нью-Йорке я увидела такую бабушку и долго ей смотрела в след, не могла насмотреться».