Выставки, пленэры, мастер-классы – у молодой художницы из Липецка Екатерины Савостиной была насыщенная творческая жизнь. Но в какой-то момент она решила всё бросить и уехать в далекую деревню. В никуда. Чтобы там найти себя настоящую.
Поехала за сказкой
Катя поселилась в старом доме на отшибе. Подремонтировала его, как могла – вычистила, поштукатурила, побелила и стала жить. Внутри не было никаких удобств - ни газа, ни воды – только электричество. Но зато была настоящая русская печка с лежанкой, домотканые половики на полу - от всего этого веяло каким-то теплом, уютом.
«Так же было у бабушки в деревне, - рассказывает Екатерина. - Мы с братом часто гостили у неё в детстве. Помню, как она встречала нас и со словами «Вы мои гулюшки», обнимала так крепко, что дыханье перехватывало. Помню, как после бани нас укладывали в постель. Она была белоснежная, накрахмаленная и пахла свежестью. Помню тепло русской печки, на которой мы ребятишками прятались и играли, когда на улице было холодно. Куры, гуси, озеро, корова, хлеб, деревья, запахи... Всё, что окружало меня тогда, казалось таким необыкновенно чистым и тёплым. А главное – настоящим. Когда бабушки не стало, не стало и всего остального. И мне было очень грустно, что этого уже не вернуть».
А тут оказалось – всё возможно. Четыре года назад Екатерину в качестве фотографа пригласили на этнофестиваль в село Ржавец, а потом спустя какое-то время - ещё раз, но уже как мастера традиционной куклы. И она поняла – это знак. Вот оно, её место.
Стала искать, где остановиться. Местные подсказали, что на окраине села, у самого оврага, есть домишко - там уже давно никто не живёт. Хозяин не возражал, чтобы Катя в нём поселилась, и она стала собирать вещи.
«Мама была в шоке, - вспоминает Екатерина. - Она думала, я немножко поживу и вернусь. Но возвращаться в город я не собиралась. Та жизнь, которой я жила раньше, хоть и была весёлой, интересной, но какой-то пустой. В последнее время я всё отчётливее это ощущала. А настоящая жизнь началась здесь - в деревне».
Воды с родника натаскать, дров наготовить, печь затопить - всему этому девушка училась постепенно.
«Конечно, первое время было трудно, - признаётся Катя. - Но мне помогали друзья: и дров нарубят, и печку растопят. Теперь-то я сама всё умею. Деревенская жизнь очень дисциплинирует и вдохновляет. Бывало, встанешь рано утром, наденешь валенки, выйдешь прогуляться по сугробам, а кругом такая красота – настоящая сказка! Сказка, которую я так долго искала и, наконец, нашла».
По традициям предков
Своеобразным проводником в мир народной культуры стала для Кати кукла. Как известно, на Руси кукла сопровождала человека всю жизнь, начиная с самого рождения.
«Бабушка показывала нам с братом, как делать куклу-скрутку из обычного платка, - продолжает Екатерина. - Я тогда не знала, что это такое. Уже потом, когда выросла, поступила на худграф, познакомилась с традиционной куклой поближе, и каждый раз связь с ней возвращала меня в детство».
Там же, в институте, в Катиной жизни произошло ещё одно знаковое событие - знакомство с народным костюмом.
«До этого мне казалось, что у нас всё просто – сарафан, кокошник, лапти да рубаха. А на самом деле всё гораздо сложнее и интереснее, чем мы думаем, - говорит наша собеседница. - Каждый предмет, каждый цвет в костюме что-то значит. Это целая вселенная, которую для меня открыла замечательный педагог Наталья Прямкова».
Даже свою дипломную работу Екатерина посвятила народному костюму. Ровно девять месяцев днями и ночами корпела над шитьём и вышивкой. Все сшила сама: понёву, рубаху, повойник, передник. А потом со временем стала включать и в свой повседневный гардероб элементы традиционной одежды. Она и сейчас носит длинные в пол юбки, красиво завязанный на голове платок.
После окончания института Катя расписывала стены в торговых центрах и кафе, потом работала в музее мастером по авторской кукле, одновременно вела занятия по традиционной кукле в Центре романовской игрушки.
«Связь с традициями, так или иначе, всегда присутствовала в моей жизни. Но в городе осознать это мешала лишняя суета, - продолжает Екатерина. - А когда я переехала в деревню, всё будто сошлось. Когда ты начинаешь понимать, что и зачем в культуре твоих предков, - почему они жили так, а не иначе, - то уже не можешь жить по-другому».
Здесь же в Ржавце Катя встретила будущего мужа - Николая. Он тоже городской, но оказался в деревне – судьба. Свадьбу сыграли по народным традициям на Ивана Купалу. А вскоре у молодожёнов родился сын Андрюшка. Сейчас ему два годика - настоящий казак, весь в папу. Выбора, где жить, даже не стояло – только в деревне. Правда, пришлось переехать в другое село – там Николай построил для своей семьи дом побольше.
И хлеб из печи
Найти их домик в Слободке не так-то просто. Он спрятался за деревьями и кустами, чуть поодаль от просёлочной дороги. Слева на участке - ульи. Справа – загон с козами. Ещё из живности - куры, две собаки и два кота. В доме в центре комнаты – печка, как Катя и мечтала.
«Хлеб из печи очень вкусный: мягкий, а сверху румяная корочка. Масло, сыр тоже делаем сами, - говорит она. - В первую очередь для себя и немножко на продажу – для людей, которые хотят есть полезные натуральные продукты».
Пока разговариваем, Екатерина заваривает ароматный чай – травы для него тоже собирала сама. Всё, что нужно, растёт прямо под ногами.
«В городе мы этого не видим. Там вся система заточена под то, чтобы сделать нас зависимыми, - рассуждает Катя. - Мы не можем обходиться без поликлиник, аптек, магазинов. А здесь ты понимаешь, что всё необходимое тебе даёт природа».
Екатерина с Николаем воспитывают сына, налаживают быт и занимаются домашним хозяйством. Они счастливы. Они нашли своё место и себя в нём.
«За это время я сильно изменилась. Раньше я позиционировала себя как независимая женщина, художник-одиночка, а теперь понимаю, что это была всего лишь картинка, навязанный образ, - говорит девушка. - Нас научили быть самостоятельными женщинами, а женами и мамами быть не научили, а ведь это гораздо важнее: если ты хорошая мама, у тебя вырастут хорошие дети. Роль женщины вроде бы маленькая и в то же время такая масштабная».
Несмотря на домашние хлопоты, Катя находит время и для творчества. Делает традиционных тряпичных кукол и авторских – из полимерной глины. Через последних выражает себя, свой взгляд на мир. Каждая её работа – отдельная история, рассказанная с помощью жестов, одежды, предметов. Например, кукла «Летний роман» - девушка сидит под яблоней и читает книгу, а в этот момент происходит что-то чудесное, что заполняет её платье и весь образ полевыми цветами. Или кукла «Старый дом».
«На нашей улице, прямо напротив, стоял заброшенный дом. Мне захотелось его оживить, и я сделала куклу в образе бородатого мужичка в шапке-ушанке, на ногах у него чьи-то следы, а на сердце - старое окно с покосившейся створкой, - рассказывает Катя. – Он будто застыл в ожидании, а через год в этот дом въехали люди. Мистика!»