aif.ru counter
222

«Я вдыхаю в них жизнь». Липецкая кукольница о своей «волшебной» работе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Липецк 04/10/2017
Наталья Пономарева / Из личного архива

«Хороший актёр может оживить любой предмет, будь то карандаш или швабра. но при этом он должен оставаться в его тени, иначе чудо не произойдёт», — считает актриса Липецкого государственного театра кукол Наталья Пономарёва. 9 октября она отмечает свой юбилей. Ей исполняется 50 лет, 27 из которых посвящены куклам.

За спиной у петрушки

Екатерина Деревяшкина, «АиФ-Черноземье»: Наталья Алексеевна, не обидно быть всё время за спиной у куклы? Ведь слава и известность —  всё достаётся ей.

Наталья Пономарева: Наоборот, оживлять кукол мне гораздо интереснее. В этом есть какое-то волшебство. Когда кукла висит —  это неодушевлённый предмет, инструмент. Но как только я беру её в руки, у неё начинает биться сердце — ведь я пропускаю её через себя, свои эмоции и чувства, я вдыхаю в неё жизнь. И кукла вдруг начинает думать, принимать решения, ходить по сцене. Со мной даже однажды произошла такая история. Я играла царевну Будур в спектакле «Волшебная лампа Аладдина». И вот там был такой эпизод: мальчик-негритёнок ведёт за верёвочку слона, на котором едет моя героиня. Но поскольку роста я невысокого, то моей куклой вместо меня управлял другой актёр, а я просто стояла рядом и говорила текст. Ну а так как в кукольном театре рук всегда не хватает, то ещё и негритёнка держала. Вдруг режиссёр останавливает репетицию и говорит: Наташа, отдай мальчика кому-нибудь другому, а то ощущение, будто это он, а не царевна,  разговаривает, хотя он даже не шевелился. Это я его оживила.

— Насколько вообще сложно оживлять кукол? Где этому обучают?

— Я оканчивала Саратовскую консерваторию имени Л. В. Собинова. Но, скажу честно, становиться кукольником не собиралась. Просто поехала поступать на актёра и чисто случайно, а может, это была судьба, попала на прослушивание к заслуженному артисту РСФСР Александру Чертову. Я, как только его увидела, сразу влюбилась — вот это в моём понимании был человек искусства: глубоко интеллигентный, воспитанный. Александр Семёнович набирал курс кукольников, и я пошла к нему учиться. И ни разу потом не пожалела, потому что актёрская природа, в общем-то, у всех одинаковая, выразительные средства —  разные: у одних это кукла, у других —  голос, собственное тело. Но мне кажется, актёру-кукольнику приходится сложнее, чем драматическому. Это даже физически тяжело: попробуйте в течение сорока минут держать руку вытянутой вверх. Плюс голосовые связки всё время находятся в неправильном положении. Ну и самое главное —  в тебе бушуют эмоции, а ты должен вложить их в куклу, чтобы именно она у тебя действовала.

— И много тех, кому это удаётся?

— К нам приходило несколько актёров из драматического театра, но они у нас не задержались. Освоить куклу — не каждому дано. Так что с молодыми кадрами какое-то время было затишье. Но потом мы поняли, что нужно самим готовить себе смену, и открыли при колледже искусств специальный курс для актёров-кукольников. Первый выпуск уже состоялся. И вы знаете, что меня радует? Ребята не бросили это дело, не разбежались, почти все работают у нас в театре. Хотя я понимаю, что им не просто. Больших денег наша профессия не приносит. Что такое сегодня зарплата 10-15 тысяч? Особенно для мужчины. Многие актёры живут подработками. И я в своё время выступала на разных праздниках, корпоративах. Но мысли уйти из театра не было никогда.

«Зацепить» зрителя

— Говорят, что современным детям ничего не интересно, кроме телефонов и компьютеров. А на спектакли приходит много зрителей?

— К сожалению, с каждым годом всё меньше. Конкурировать с современной техникой, действительно, непросто. Но я думаю, у нас есть одно важное преимущество: театр —  это живое искусство, живые эмоции, идущие со сцены в зрительный зал и обратно. Кукла, оживающая на глазах ребёнка, производит на него впечатление куда более сильное, нежели картинка на экране планшета. Главное — с самого начала его зацепить, и тогда он будет смотреть весь спектакль не отрываясь.

— А чем сегодня можно, как вы говорите, «зацепить» пресыщенного зрителя?

— Дети в любое время остаются детьми. Прежде всего, им должно быть интересно. А для этого нужно работать над содержанием спектакля, над средствами подачи материала. Время выдвигает свои требования, и надо им соответствовать. Обычной ширмой уже никого не удивишь. Я не за то, чтобы превращать спектакль в шоу со сплошными спецэффектами, но использовать в постановках какие-то компьютерные и медиатехнологии, чтобы сделать их ярче, интереснее, нужно обязательно.

— То есть вы сторонница экспериментов в театре?

— Да, если они оправданны. И режиссёр преследует цель не просто громко заявить о себе, а сделать качественную красивую постановку. Однажды мы были на гастролях в Москве и заглянули в театр им. Образцова. Там шёл спектакль «Маугли», и светотехники пустили на сцену проекцию леса. Это было впечатляюще: складывалось полное ощущение, что куклы действуют в настоящем лесу. Театр не должен пахнуть нафталином. Искусству необходимо шагать в ногу со временем. Нужно использовать визуальные и звуковые эффекты, если они помогают раскрыть содержание постановки.

Не только для детей

— Недавно  известный критик Алексей Гончаренко сказал, что границы жанров размываются: в драме на сцене кукла, а из театра кукол она уходит, появляется живой человек. Вы с этим согласны?

— Я всё-таки надеюсь, что кукла в кукольном театре останется. Потому что именно она — действующее лицо. Она заставляет зрителя верить в чудо. Это то, чего нам в жизни так не хватает.

— А может ли театр кукол быть интересен для взрослых зрителей?

— Безусловно!  Давно пора побороть стереотип, что «театр кукол — только для детей». Тот же Образцов поставил немало взрослых спектаклей. И у нас были постановки для взрослых, например, «Женитьба Бальзаминова». В восточных странах это вообще распространено. Например, в Японии есть взрослый театр кукол, куда приходят целыми семьями. И нам тоже нужно обязательно развиваться в этом направлении. Понятно, что процесс этот небыстрый: пока мы приучим зрителя, пока он «раскушает», что это такое… А ведь театр кукол —  это искусство для избранных, так же, как балет или опера. Не каждому оно понятно. Зато те, кто понял, навсегда останутся его преданными поклонниками.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество