Примерное время чтения: 5 минут
332

«Говорим на одном языке». Педагог – о допобразовании и работе с детьми

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АИФ-Липецк 25/08/2020
Артем Кузнецов / Из личного архива

Он должен был стать перспективным металлургом. А пришёл к детям, в центр дополнительного образования. Артём Кузнецов – один из пяти победителей областного финала конкурса «Сердце отдаю детям».

Для педагогов дополнительного образования этот конкурс такой же престижный, как для предметников – «Учитель года». О том, почему дополнительное образование для ребёнка не менее важно, чем основное, и каким он видит образовательное учреждение будущего, Артём рассказал «АиФ-Липецк».

Говорим на одном языке

Мария Калинина, «АиФ-Липецк»: Артём, по образованию вы не педагог. Как получилось, что делом вашей жизни стала работа с детьми?

Артём Кузнецов: Можно сказать, случайно, неожиданно и для себя, и для всех. Я получил диплом бакалавра в нашем «политехе», окончил физико-технологический факультет, потом магистра – в институте машиностроения этого же вуза. Сейчас учусь в аспирантуре ВГУ, на факультете прикладной математики, информатики и механики. Профиль моего образования предполагает работу в технической сфере. Я был уверен, что пойду на НЛМК, готовился к этому. Но судьба распорядилась иначе. В Сочи проводили конкурс для талантливых детей «Большие вызовы». Ребята со всех регионов создавали научные проекты. Для этого им нужны были кураторы из числа молодых учёных, студентов. Центр дополнительного образования связался с моим университетом, и одним из таких кураторов стал я. Мы выиграли региональный этап. После этого руководство Центра дополнительного образования предложило мне остаться на постоянную работу. С тех пор я веду для детей занятия по компьютерной грамотности.

– Не пожалели, что так резко изменили вектор своей деятельности?

– Ничуть. Во-первых, я работаю и как педагог, и как методист, то есть развиваюсь в научной сфере. Во-вторых, самая главная мотивация – это глаза ребят на занятиях, их отдача любимому делу. Дополнительное образование коренным образом отличается от школы. Учитель обязан учить всех, а тут никого не надо заставлять, воспитанники занимаются любимым делом. Кто-то приходит за новыми навыками, а кто-то – просто за общением с себе подобными. Мы все – единомышленники. Говорим на одном языке. Если честно, я на каждом занятии восхищаюсь, какие у нас талантливые дети.

– Как проходят занятия? Вы режетесь в игры или какие-то проекты разрабатываете?

– Можем и в игры поиграть, и серьёзные проекты готовим. Вообще работаем по программам, по плану, в котором и лекции, и практические занятия. Сейчас, например, учу ребят безопасности в интернете – чтобы не поддавались на различные уловки мошенников, чтобы не было угроз для них и их семей. Рассказываю, как бороться с кибермошенничеством и как его предотвратить. Слушают с интересом. Ведь сейчас сама жизнь подсказывает темы для таких уроков. Вносим изменения в планы, разбираем новые и новые виды мошенничества, способы противодействия хакерским атакам.

Часто приходится отвлекаться от сугубо профессиональных вопросов, разговаривать на житейские темы. Ребятам это всегда интересно. Так что образовательный и воспитательный процессы идут рука об руку. Ещё мы участвуем в воркшопах, нет­воркингах, выставках, конкурсах. Считаю очень важным, что ребята могут заниматься в центре бесплатно. Для талантливых детей дороги открыты.

Взгляд в завтра

Почему вы решили участвовать в конкурсе «Сердце отдаю детям»? Какие впечатления от конкурса?

– Самые позитивные. Приятно, что среди моих коллег много людей неравнодушных, с горящими сердцами, стремящихся развиваться, овладевать современными знаниями. Принять участие я решил, чтобы, как говорится, других посмотреть и себя показать. И потому что не люблю стоять на месте, люблю движение, развитие, драйв. Нас было 28 человек. На первом этапе отсеялись 13, остальные вышли в финал. С помощью жеребьёвки нас, 15 финалистов, разделили на команды и предложили разработать модель современного учреждения дополнительного образования. Заранее задания никто не знал – приходилось импровизировать.

– Так каким же, по-вашему, должно быть учреждение допобразования будущего? Зачем вообще нужны такие центры? Может быть, детям вполне достаточно того, чему их учат в школе?

– Я считаю, у этих учреждений глобальная роль. Они помогают ребёнку найти своё место в жизни, развить способности и таланты, стать востребованными. Далеко не всем во взрослой жизни пригодится физика или химия из школьной программы. А сознание, что ты профессионал в своей сфере –  поёшь как бог или мастеришь мебель, которую с руками расхватывают, – окрыляет и даёт силы, помогает преодолеть комплексы и построить взаимоотношения с окружающими.

Наша команда предложила модель «Академия будущего». По задумке, этот центр включает в себя разные направления – техническое, художественное, спортивное. Работают там профессионалы, которые в курсе последних мировых достижений. А двери центра открыты до позднего вечера даже в выходные дни. Из счастливого ребёнка вырастет счастливый взрослый. Кстати, я только недавно понял, что в педагогику пришёл не случайно. Моя бабушка всю жизнь работала в сельской школе учителем начальных классов. Мама – воспитатель в детском саду. Так что я – педагог в третьем поколении. Уже династия складывается.

Роботы – в глубинку

– В  центре вы работаете уже четвёртый год. Как вы считаете, что мешает развиваться дополнительному образованию? Может быть, маленькие зарплаты?

– Зарплаты как раз достойные, на уровне средних по области. Хотелось бы повысить доступность этого образования, особенно современных высокотехнологичных направлений. У нас в Липецке есть и Кванториум, и наш IT-куб, нас обеспечивают всеми нужными материалами. А вот в глубинке, насколько я знаю, с современным оборудованием проблемы. Например, для айтишных специальностей нужны мощные компьютеры. Для робототехники – специальные наборы, которые надо ежегодно обновлять. Для дополненной реальности – виртуальные очки, и так далее. К счастью, есть увлечённые своим делом педагоги. От личности наставника очень многое зависит. Но на пальцах ребятам многого не объяснишь. Нужна хорошая материальная база.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах