Он должен был стать перспективным металлургом. А пришёл к детям, в центр дополнительного образования. Артём Кузнецов – один из пяти победителей областного финала конкурса «Сердце отдаю детям».
Для педагогов дополнительного образования этот конкурс такой же престижный, как для предметников – «Учитель года». О том, почему дополнительное образование для ребёнка не менее важно, чем основное, и каким он видит образовательное учреждение будущего, Артём рассказал «АиФ-Липецк».
Говорим на одном языке
Мария Калинина, «АиФ-Липецк»: Артём, по образованию вы не педагог. Как получилось, что делом вашей жизни стала работа с детьми?
Артём Кузнецов: Можно сказать, случайно, неожиданно и для себя, и для всех. Я получил диплом бакалавра в нашем «политехе», окончил физико-технологический факультет, потом магистра – в институте машиностроения этого же вуза. Сейчас учусь в аспирантуре ВГУ, на факультете прикладной математики, информатики и механики. Профиль моего образования предполагает работу в технической сфере. Я был уверен, что пойду на НЛМК, готовился к этому. Но судьба распорядилась иначе. В Сочи проводили конкурс для талантливых детей «Большие вызовы». Ребята со всех регионов создавали научные проекты. Для этого им нужны были кураторы из числа молодых учёных, студентов. Центр дополнительного образования связался с моим университетом, и одним из таких кураторов стал я. Мы выиграли региональный этап. После этого руководство Центра дополнительного образования предложило мне остаться на постоянную работу. С тех пор я веду для детей занятия по компьютерной грамотности.
– Не пожалели, что так резко изменили вектор своей деятельности?
– Ничуть. Во-первых, я работаю и как педагог, и как методист, то есть развиваюсь в научной сфере. Во-вторых, самая главная мотивация – это глаза ребят на занятиях, их отдача любимому делу. Дополнительное образование коренным образом отличается от школы. Учитель обязан учить всех, а тут никого не надо заставлять, воспитанники занимаются любимым делом. Кто-то приходит за новыми навыками, а кто-то – просто за общением с себе подобными. Мы все – единомышленники. Говорим на одном языке. Если честно, я на каждом занятии восхищаюсь, какие у нас талантливые дети.
– Как проходят занятия? Вы режетесь в игры или какие-то проекты разрабатываете?
– Можем и в игры поиграть, и серьёзные проекты готовим. Вообще работаем по программам, по плану, в котором и лекции, и практические занятия. Сейчас, например, учу ребят безопасности в интернете – чтобы не поддавались на различные уловки мошенников, чтобы не было угроз для них и их семей. Рассказываю, как бороться с кибермошенничеством и как его предотвратить. Слушают с интересом. Ведь сейчас сама жизнь подсказывает темы для таких уроков. Вносим изменения в планы, разбираем новые и новые виды мошенничества, способы противодействия хакерским атакам.
Часто приходится отвлекаться от сугубо профессиональных вопросов, разговаривать на житейские темы. Ребятам это всегда интересно. Так что образовательный и воспитательный процессы идут рука об руку. Ещё мы участвуем в воркшопах, нетворкингах, выставках, конкурсах. Считаю очень важным, что ребята могут заниматься в центре бесплатно. Для талантливых детей дороги открыты.
Взгляд в завтра
– Почему вы решили участвовать в конкурсе «Сердце отдаю детям»? Какие впечатления от конкурса?
– Самые позитивные. Приятно, что среди моих коллег много людей неравнодушных, с горящими сердцами, стремящихся развиваться, овладевать современными знаниями. Принять участие я решил, чтобы, как говорится, других посмотреть и себя показать. И потому что не люблю стоять на месте, люблю движение, развитие, драйв. Нас было 28 человек. На первом этапе отсеялись 13, остальные вышли в финал. С помощью жеребьёвки нас, 15 финалистов, разделили на команды и предложили разработать модель современного учреждения дополнительного образования. Заранее задания никто не знал – приходилось импровизировать.
– Так каким же, по-вашему, должно быть учреждение допобразования будущего? Зачем вообще нужны такие центры? Может быть, детям вполне достаточно того, чему их учат в школе?
– Я считаю, у этих учреждений глобальная роль. Они помогают ребёнку найти своё место в жизни, развить способности и таланты, стать востребованными. Далеко не всем во взрослой жизни пригодится физика или химия из школьной программы. А сознание, что ты профессионал в своей сфере – поёшь как бог или мастеришь мебель, которую с руками расхватывают, – окрыляет и даёт силы, помогает преодолеть комплексы и построить взаимоотношения с окружающими.
Наша команда предложила модель «Академия будущего». По задумке, этот центр включает в себя разные направления – техническое, художественное, спортивное. Работают там профессионалы, которые в курсе последних мировых достижений. А двери центра открыты до позднего вечера даже в выходные дни. Из счастливого ребёнка вырастет счастливый взрослый. Кстати, я только недавно понял, что в педагогику пришёл не случайно. Моя бабушка всю жизнь работала в сельской школе учителем начальных классов. Мама – воспитатель в детском саду. Так что я – педагог в третьем поколении. Уже династия складывается.
Роботы – в глубинку
– В центре вы работаете уже четвёртый год. Как вы считаете, что мешает развиваться дополнительному образованию? Может быть, маленькие зарплаты?
– Зарплаты как раз достойные, на уровне средних по области. Хотелось бы повысить доступность этого образования, особенно современных высокотехнологичных направлений. У нас в Липецке есть и Кванториум, и наш IT-куб, нас обеспечивают всеми нужными материалами. А вот в глубинке, насколько я знаю, с современным оборудованием проблемы. Например, для айтишных специальностей нужны мощные компьютеры. Для робототехники – специальные наборы, которые надо ежегодно обновлять. Для дополненной реальности – виртуальные очки, и так далее. К счастью, есть увлечённые своим делом педагоги. От личности наставника очень многое зависит. Но на пальцах ребятам многого не объяснишь. Нужна хорошая материальная база.