За плечами этой хрупкой девушки около 235 тыс. км. Она посетила 12 стран мира и 83 региона России, передвигаясь исключительно автостопом. Дорога стала для неё не просто трассой, ведущей из пункта А в пункт Б, а стилем жизни.
Автостоп — отличная экономия средств: не надо тратиться на билеты. Деньги нужны в основном на питание, проезд в городах и сувениры.
Тянет в Магадан
Страсть к «вольным странствиям» возникла у липчанки внезапно.
«Как-то мы собрались с другом в Воронеж, но в последний момент оказалось, что нет денег на дорогу. Знакомые посоветовали ехать автостопом. Мы поймали попутку и благополучно добрались до места, — рассказывает Ирина. — Мне очень понравился такой способ передвижения, и уже вскоре я отправилась в своё первое большое путешествие по маршруту Беларусь — Украина».
Ирине тогда было 18 лет. Можно себе представить, как волновались родители, провожая дочку в дальнюю дорогу. Но оказалось, что путешествовать автостопом не страшнее, чем выйти вечером на улицу.
«Зато это удивительная возможность познакомиться с новыми людьми, лучше узнать страну, её культуру, быт — максимально погрузиться в местный колорит, — признаётся Ирина. — Кроме того, так передвигаться ещё и очень удобно: ты не привязан ко времени, сам выбираешь направление и ритм перемещения. А до некоторых мест в принципе невозможно добраться другим способом — туда не ходят ни туристические автобусы, ни поезда. Например, из Душанбе в Ош по знаменитому Памирскому тракту можно доехать только на автомобиле. В конце концов, автостоп — отличная экономия средств: не надо тратиться на билеты. Деньги нужны в основном на питание, проезд в городах и сувениры. Тысячи-полторы в неделю обычно бывает достаточно. Хотя при желании можно потратить и меньше».
Почти месяц Ирина путешествовала по братским республикам. Потом были небольшие вылазки в соседние города. Затем география поездок стала расширяться: Карелия, Байкал, Дальний Восток, Кавказ… Самую длительную по протяжённости поездку Ирина совершила в Магадан — больше 10 тыс. км в одну сторону, а по времени — в Иран через российский Кавказ, Грузию и Турцию — она заняла почти два месяца.
В среднем девушка путешествует 4-5 месяцев в году. Благо работа позволяет: Ирина — фрилансер (работает удалённо. — Ред.) в сфере организации и проведения мероприятий: форумов, конгрессов, поэтому сорваться и уехать для неё не проблема.
Не забудьте… мозги!
Путешествует Ирина одна или с попутчиками, которых находит среди друзей или через Интернет. К поездкам, как правило, готовится основательно: составляет маршрут, ищет, у кого остановиться, изучает, что интересного можно увидеть.
«Меня привлекает северная природа — люблю бывать в Карелии, Якутии, Мурманской области. Сильное впечатление производят города-призраки, например, Кадыкчан в Магаданской области. Кажется, время в этих местах остановилось: брошенные дома, стоящие заводы, — описывает Ирина. — Ещё мне нравятся горные районы — Саяны, Алтай, Кавказ. Кроме того, там живут очень открытые и позитивные люди. Легендарное кавказское гостеприимство — не миф. В любом доме вас накормят, напоят и уложат спать, если застала ночь».
Ночует Ирина главным образом у знакомых или местных жителей, с которыми договаривается заранее через сайт каучсерфинга (сеть мирового гостеприимства — Ред.).
Но бывает — приходится ставить палатку, причём в очень неожиданных местах.
«Это было на Колыме, — рассказывает путешественница. — Мы с попутчиком добрались до ближайшего города уже в три часа ночи сильно уставшие. На улице было холодно, а снаряжение у нас летнее. Тогда мы просто поставили палатку в подъезде. Видели бы вы лицо жителя, когда он утром вышел из квартиры и увидел нас».
Среди других необычных мест, где девушке приходилось ночевать, — пещеры, полицейские участки и даже военные блокпосты. Что касается питания, то если не стремиться к кулинарным изыскам, говорит Ирина, вкусно и сытно поесть можно за 100-150 руб. в день. А утолить неожиданный голод помогут орешки и шоколад. Они всегда есть в рюкзаке у путешественницы, так же как и паспорт, телефон, фотоаппарат, палатка и спальник, дождевик, одежда и обувь по сезону, аптечка, средства гигиены, записная книжка и ручка.
«Но главное в путешествии — это наличие мозгов, — говорит Ирина. — Без них точно далеко не уедешь. Без всего остального при желании вполне можно обойтись».
Трудности перевоза
Обычно водители охотно подвозят автостопщиков. Стоять на трассе, и чтобы никто не подобрал — такого не бывает. Исключение — совсем глухие места, где машины ходят редко.
«Вот там можно прождать и день, и два. Максимальное время ожидания у нас было четверо суток — трасса Якутск — Магадан. Мы застряли в посёлке посреди тайги, — рассказывает липчанка. — Но такое случалось всего раз».
Не возникает проблем с автостопом и за границей. Правда, по мусульманским странам лучше перемещаться вдвоём.
«Там в принципе не принято, чтобы девушка путешествовала одна, — объясняет Ирина. — А вот пару отвезут куда угодно. Правда, в Иране нас всё время стремились отвезти на вокзал или стоянку такси. Оказалось, что у них нет такого явления, как автостоп».
Самое опасное в дороге, по мнению Ирины, — это ДТП. Однажды она села в машину с водителем, оказавшимся в стельку пьяным. Как только она это поняла, тут же попросила её высадить. А буквально через полкилометра, уже из окна другого автомобиля, увидела, как этот водитель попал в ДТП, буквально протаранив «легковушку».
К счастью, в большинстве случаев попадаются адекватные люди.
«Сами ведите себя прилично, и всё будет нормально, — уверена Ирина. — А если вам неприятно общаться с человеком или вы видите, что разговор заходит не в то русло, просто попросите остановиться».
В России путешественница побывала везде, кроме Камчатки, Чукотки и Калининграда. Кроме этого, посетила ещё 11 стран. Самая северная точка, до которой она добралась, — село Териберка в Мурманской области, южная — город-порт Чахбехар в Иране, самая западная — город Ужгород в Украине, восточная — посёлок Атка в Магаданской области, а самая высокая — перевал Ак-Байтал в Таджикистане — 4655 м над уровнем моря. Но на этом липчанка не останавливается. Она поставила себе целью побывать во всех странах мира и скоро собирается в новое путешествие — в этот раз по Южной Азии.