История липецкого трамвая после перестройки напоминает если не остросюжетный детектив, то захватывающий приключенческий роман. Его не раз собирались хоронить, но всё время кто-нибудь вмешивался.
Похоже, судьба хранила его не зря. На прошлой неделе стало известно: наш город вошёл в пилотный федеральный проект комплексного развития городского наземного электротранспорта. А значит, трамваю в Липецке всё-таки быть.
По пути угасания
Этот вид транспорта в нашем городе старше, чем сама область, – трамваи в Липецке пустили 7 ноября 1947 года. Первая линия – одноколейная —действовала между Спиртзаводом и Тракторным заводом. По ней бегали старенькие вагоны серий «Х» и «М». В советские годы трамвай был, пожалуй, самым удобным и самым дешёвым городским транспортом. Билет стоил всего три копейки, тогда как в троллейбусе – четыре, а в автобусе – целых пять! В конце 80-х в городе действовали 16 трамвайных маршрутов и два депо. По рельсам ходили вполне комфортабельные для тех лет Tatra и КТМ-5М3.
С началом же 90-х липецкий трамвай стал медленно угасать. За 30 лет, прошедших с той поры, беспощадные термины – нерентабельность, нехватка подвижного состава, практически полный износ рельсов – шлагбаумами перекрыли почти все липецкие маршруты. Три года назад на заседании горсовета, посвящённом судьбе трамвая, мэр Евгения Уваркина пыталась доказать, что кончина трамвая неизбежна: на модернизацию сети нужно 2,3 миллиарда рублей, которых в городском бюджете просто нет. Как приглашённые эксперты из Москвы и Воронежа, так и липчане практически единогласно высказались за сохранение трамвая. Чтобы снизить градус напряжённости, городские власти даже предлагали временно «законсервировать» трамвайное движение, заменив электротранспорт автобусами.
5 октября липецкому трамваю наконец дали шанс на жизнь: Липецкая область и компания «Мовиста Регионы» подписали концессионное соглашение по проекту модернизации городского электротранспорта.
«Средний возраст трамвая в Липецке составляет 30 лет, износ путей – около 70 процентов, – объяснила Евгения Уваркина. – Несколько лет назад мы смоделировали ситуацию полного отказа от трамваев с переходом на газомоторный транспорт. Выяснилось: если город откажется от наземного электротранспорта, время в пути увеличится от 17 до 20 прцоентов, а на кольце Трубного завода – до 50 процентов. Это очень существенный показатель, который может привести к транспортному коллапсу».
Новый поворот
Заключить концессию сроком на 20 лет позволило участие Липецка в пилотном федеральном проекте комплексного развития городского наземного электротранспорта. Дело за депутатами областного Совета. Если они согласуют документ, инвестор готов провести реконструкцию трамвайной инфраструктуры: отремонтировать 40,8 километра путей, построить новую ветку длиной 5,2 километра, реконструировать депо и купить 46 новых вагонов.
«У трамвая сейчас эпоха ренессанса, – заявил гендиректор компании-инвестора Александр Советников. – В советские годы это был магистральный транспорт. Сейчас всё возвращается. Будет восстановлен быстрый вид транспорта, способный перевозить большое количество пассажиров».
Советников знает, о чём говорит. Из-за своей экологичности и долговечности трамвай называют транспортом будущего. У инвестора есть опыт воплощения в жизнь подобных проектов: в 2020 году они модернизировали транспортную систему Тверской области, в этом – запустили первую в России межмуниципальную трамвайную линию между Екатеринбургом и Верхней Пышмой.
На воплощение проекта в жизнь планируют привлечь деньги концессионера, средства Фонда национального благосостояния, ВЭБ.РФ, а также субсидии из федерального и областного бюджетов. Всего около 14,5 миллиарда рублей.
Выведут из тупика
О том, как липчанам нужен трамвай, говорит вал откликов в соцсетях после каждой новости о его проблемах. Горожане клеймят бездарное, по их мнению, решение прошлых властей разобрать рельсы, советуют, где проложить новые линии, и говорят спасибо за то, что наконец нашли выход из трамвайного тупика:
«Сначала электротранспорт похоронили: продали депо, разобрали рейсы, демонтировали стальные провода. А теперь будем воссоздавать!».
«Трамвай выгоден, он едет без пробок, берёт значительно больше людей, не лихачит по пути. И пассажир на трамвайной остановке точно знает, что уедет. В отличие от маршруток после 19 вечера».
«Если в Липецке реально будут новые низкопольные трамваи-чижики, как в Москве, то это круто!».
«Сделайте ветку от парка Победы по улицам Белана и Свиридова, а дальше по Минской и Ангарской до Сырского».
Паблики так и пестрят сообщениями.
Начать реанимацию трамвая в Липецке собираются уже в этом году с обновления трамвайного депо. На ремонт путей уйдёт несколько лет. Сначала приведут в порядок рельсы от Центрального рынка до пересечения улиц Меркулова и Катукова, это 8,8 километра. Затем – на участке от Катукова до площади Металлургов, одновременно начнут прокладывать новую ветку по улице Стаханова. В конце 2024 года. отремонтируют пути вдоль улиц Металлургов, Краснозаводской и 3 Сентября. Завершат реконструкцию осенью 2025 года.