aif.ru counter
284

Время непростое и опасное. Как в старину праздновали Святки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ-Липецк 27/12/2017

Суженый из Зазеркалья

Святки — 12 дней между Рождеством и Крещением — наши предки делили на два периода. До «Васильева дня» (дня памяти святителя Василия Великого — 14 января) шли Святые вечера, а после — Страшные.

«В старину считали, что в Святки мир преображается. Границы между миром людей и миром потусторонним нарушаются, к нам приходят духи, волшебные существа, души предков, тёмные силы, — рассказывает этнограф Алексей Пискулин. — Это время воспринималось как весёлое, но также непростое и опасное, когда можно встретиться с выходцами с «того света». Кстати, известные всем «ряженые» их и изображали».

У этих потусторонних гостей можно было узнать будущее. Поэтому в Святки многие гадали. И эта традиция сохранилась до сих пор.

Девушки в Святки узнавали о женихах. Гадать можно было на протяжении всех 12 дней, но в основном это делали под Рождество и под Старый Новый Год, реже под Крещение.

«Способов узнать будущее было очень много: гадали на воске, по тени от горящей бумаги, кидали через забор обувь, спрашивали имя у первого встречного, — продолжает этнограф. — Наиболее верным считалось и считается гадание при свечах у зеркала, в котором должен появиться «суженый». Но оно же считается самым опасным. Ведь если обряд вовремя не прекратить, из зеркала выйдут потусторонние силы и причинят вред гадающей».

В рассказах об этом «выходцы из зазеркалья» обычно щиплют девушку или бьют наотмашь по лицу, от чего у той может на всю жизнь остаться след. Рассказывают также, что «суженый» может забрать девушку в зеркало.

Начинается гадание с того, что девушка зовёт к себе жениха, для этого чаще всего используют фразу «Суженый-ряженый, приходи ко мне наряженный». Ещё встречаются приглашения: «Суженый-ряженый, приходи ко мне ужинать» или «Суженый-ряженый, приходи вино пить» (или чай пить, а то и в карты играть). Для прекращения гадания также используют разные способы — где-то советуют набросить на зеркало платок, в других местах говорят: «Чур, меня!», а где-то просто включают свет или убирают зеркало.

«Бабушки, вспоминая о своей молодости, рассказывают, что раньше гадали в овинах или ригах. В Покровском районе Орловской области перед сном под подушку клали веточку плодового дерева со словами: «Суженый-ряженый, приди со мной плоды собирать». Суженый должен был присниться, — говорит Алексей Пискулин. — А в деревне Чемоданово Становлянского района Липецкой области с этой же целью девушка перед сном расчёсывала волосы и клала расчёску под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приди, расчешись». Там же был обычай строить из спичек колодец, приглашая: «Суженый-ряженый, приди воды испить», колодец затем поджигали и ждали жениха во сне».

В ночь перед Рождеством

Но только гаданиями святочные обычаи не исчерпывались. Так, в окрестностях Ельца, в сёлах Ольховец и Нижний Воргол существовала традиция в ночь на Рождество, в самую полночь, трясти фруктовые деревья. Делали это для того, чтобы летом получить хороший урожай.

«Существование подобного обычая связано с тем, что в Елецком крае, как и во многих других районах Черноземья, садоводство было одним из традиционных занятий населения, — поясняет этнограф. — До революции фруктовый сад был в каждой дворянской усадьбе. Много их в было и в городах. Так, по воспоминаниям ельчан, ещё в середине XX века практически при каждом городском доме был сад. Там выращивали вишни, груши, сливы и особенно яблоки разных сортов».

Ещё одной древней святочной традицией, сохранившейся по сей день и очень любимой народом, является колядование. По рассказам, раньше в селе Панино Лебедянского района под Рождество до первой звезды не ели, молодёжь шла колядовать, а потом  — в церковь. В основном колядовали дети и подростки, они ходили от дома к дому и пели песни — колядки.

«В них, как правило, говорится о том, что «Пришла Коляда накануне Рождества», а дальше следует требование гостинцев и угрозы скупым.

Например, известна такая песня:

«Подавай пирога, не дашь пирога — уведём корову за рога,

 не дашь хлеба — уведём деда».

А в селе Хитрово под Ельцом пели так:

«Коляда пришла, отворяй ворота.

Чтоб в вашем доме куры водились, овцы плодились,

коровы не бодали, дети не хворали».

На Рождество также было принято «христаславить» — славить Христа. Утром дети ходили по домам и пели:

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума,

 в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися,

Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока.

Господи, слава Тебе!».

Дети приветствовали хозяев, низко кланялись, поздравляли с праздником. Хозяева подавали им гостинцы или деньги, кто что сможет», — рассказывает Пискулин.

Сегодня обе эти традиции сохраняются и возрождаются.

«Радует, что в наших местах ещё живы эти обычаи, что их сохранили, передавая из поколения в поколение, — отмечает Алексей Пискулин. — Сейчас по улицам городов и сёл колядуют дети и подростки. Хочется надеяться, что каждый год в ночь на Рождество и другие праздники Святок к вам в окно или дверь будут стучаться с поздравлениями, пожеланиями счастья и добра. А вы в ответ наградите колядующих заранее припасёнными гостинцами и подарками».

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество