Примерное время чтения: 7 минут
419

Сергей Фетисов: «Тепло ли вам, зрители?»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ-Орёл 25/12/2013
из архива редакции

В канун всеми любимого новогоднего праздника редакции «АиФ-Орёл» удалось взять эксклюзивное интервью у заслуженного артиста России, больше того, заслуженного Деда Мороза Орла Сергея Фетисова. Сейчас один из ведущих актёров муниципального театра «Русский стиль» на начавшихся мэрских ёлках и утренниках, в сказочных спектаклях для младшего поколения наших горожан – нарасхват.

Сергей Васильевич в хорошей актёрской форме, много играет на театральных подмостках и часто появляется на киноэкране – снялся едва ли не в десятке культовых сериалов, например, таких как «Ермак», «Штрафбат». Недавно на кинофестивале «Провинциальная Россия» в Ейске получил приз за лучшую роль (губернатор в фильме М. Сегала «Рассказы»). Даже небольшие его работы запоминаются надолго. Не так уж часто актёры провинциальных театров оказываются востребованными в столице. Именно поэтому Фетисов для Орла – предмет гордости, а для интервьюера побеседовать с ним – большая журналистская удача.

Всё началось… с мамы

Леонид Агибалов, АиФ-Орёл:– Сергей Васильевич, ведь вы, говорят, и ступили на артистическую стезю под светом Рождественской звезды?

Сергей Фетисов: – Так уж сложилось. Мама работала билетёром в кинотеатре и тогда, в послевоенное время, считалась причастной к искусству. А я с пяти лет был постоянным зрителем детских спектаклей Орловского драмтеатра и Орловского театра кукол. Посещал драмкружок при Дворце пионеров, играл в народном театре юного зрителя. И первая роль – Леший в новогоднем спектакле по Островскому «Снегурочка». Мне девять лет. Я – единственное «юное дарование» во взрослой труппе популярнейших в ту пору артистов. Почему мне дали роль? Это была режиссёрская находка, креатив, как сейчас сказали бы. Гаснет свет, начинается спектакль, и представьте мизансцену: среди декораций на помосте коряга. Лежит, ничего не происходит, но вдруг в ней зажигаются глаза, а потом волшебным образом она превращается в лешего, который своим монологом и открывает спектакль, вводит зрителей в царство Берендея, Деда Мороза, Снегурочки, Леля… Взрослый не уместился бы в декорации, не заинтриговал бы публику, а я как раз сгодился! Таков был мой первый опыт на сцене.

– У вас, тем не менее, путь к вершинам актёрской профессии был весьма драматическим и совсем не сказочным?

– Я считался обаятельным толстяком, которого со второго курса хотели взять на роль Митрофанушки. Мне очень повезло, что в ГИТИСе я попал к Анатолию Папанову и Оскару Ремезу. Мне посчастливилось встречаться и общаться с Игорем Ильинским, Иннокентием Смоктуновским, Евгением Леоновым, братьями Соломиными. А в родном городе всё складывалось непросто.

Был у меня большой период в жизни, лет восемь, когда меня не брали ни в один театр. Орёл – город небольшой, труппы укомплектованы, к тому же у каждого режиссёра здесь свои «заморочки». У меня было много заманчивых предложений, но из–за болезни мамы я мог жить только в Орле. Работал на почте, разносил телеграммы, подрабатывал методистом в кинопрокате, вёл творческие встречи с заезжими киноактёрами.

Но и мой час пробил: режиссёр Орловского академического театра драмы имени Тургенева Валерий Симоненко однажды пригласил меня на роль в спектакль «Люди и Мыши» по пьесе Стейнбека, с которой я справился. Работать с Валерием очень интересно, он оригинально мыслит, у него богатая фантазия, и я «опрометчиво» ушёл за ним в тогда только что рождённый муниципальный театр, у которого даже здания своего не было. Труппа была вынуждена колесить по области, зарабатывая себе на жизнь. «Золотой ключик» – первый наш спектакль, где я играл и Папу Карло, и Карабаса Барабаса. Показывали этот спектакль даже в колонии строгого режима. Нас удивило это приглашение, мы не работали для взрослого зрителя, но когда увидели реакцию зала, поняли, что любой человек остаётся ребёнком и рад сказке. К тому же у многих на воле остались дети. Когда криминал «пустил слезу» – для нас это был момент истины.

«Вот это типаж!»

– Вы и сегодня, Сергей Васильевич, при всех ваших взрослых киношных ролях – зэков, комдивов, генеральных секретарей – один из любимейших в городе сказочных персонажей детворы. В чём тут секрет?

– У меня в декабре 28 спектаклей из 30, которые пойдут в театре. Самый популярный – новогодний: «Морозко». Каждое новое «детское» поколение с восторгом ходит на эту пьесу, поэтому она «вечная». Но и многие взрослые «подсели». Я иногда спрашиваю знакомых, почему я вас вижу здесь уже несколько сезонов? «А потому что мне нравится безумно! Нет этой бороды, нет этих «соплей»… Морозко у вас как–то и по–старому, и по–новому сделан! Вы наших современных детей как–то понимаете, и они ближе к вам!»

Даже замечательное кино Александра Роу «не прокатывает»! Советую мамаше, которая уже несколько раз с дочкой приходит – покажите ей кино. Нет, отвечает, она по–другому его воспринимает. Там «классический» Дед Мороз, а вы именно умный, задорный предводитель природных сил, воевода Морозко!

– Как бывалый и отчаянный Морозко, какой бы совет вы подарили нашему читателю, творческой молодёжи Орла, что пожелали бы на Новый год?

– Вот я сейчас понимаю с высоты лет, что надо иметь здоровый авантюризм, и театральной молодёжи советую: вы не бойтесь что–то поменять в своей жизни, попробуйте другой город, другой театр… И опять будешь в водовороте. Опять режиссёр скажет: «О, вот это типаж!»

Я человек старой формации, однако я такое приветствую! Меня недавно на фестиваль позвали – не то чтобы специально, в жюри, а чтобы просто пообщаться там. Поеду! Тут ведь, в Орле, нет продюсеров, а там они есть! Я не стесняюсь, будучи в Москве, и по студиям побегать. А то у нас есть некоторые чудаки – думают: нужно будет – позовут. Наивные.

Мы, актёры, люди нервные и мнительные, нам всегда кажется, что мы уже никому не нужны, поэтому меня в последнее время по–настоящему радует лишь звонок из киностудии. Не потому, что появляется возможность дополнительного заработка. Деньги, конечно, нужны. Но я счастлив, что меня помнят, и, несмотря на огромное количество столичных актёров, приглашают.

Ну, а новогоднее моё обращение к читателям такое: как, кажется, говаривал Вильям наш Шекспир, не забывайте, что весь мир – театр, а все актёры в нём по–своему Деды Морозы!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах