Примерное время чтения: 5 минут
207

Драматическая актриса в театре кукол

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Белгород 21/11/2012

Белгород, 27 ноября – АиФ-Черноземье

Невероятные возможности

АиФ:  Светлана Николаевна, как вы попали в театр кукол?

С.Л.: – В детстве я занималась балетом, художественной гимнастикой, участвовала в конкурсах чтецов – всё это мне очень нравилось. В то время мне казалось, что театральной институт – это какой-то совсем другой мир, загадочный и заманчивый. К тому же я выросла на старых советских фильмах и, как многие, мечтала сниматься в кино. Где-то в 1975 году, учась в школе, я прошла конкурс и попала в группу молодых людей, которую набирал драматический театр, чтобы обучить актёрскому мастерству и задействовать в своих постановках. Позднее увидела объявление о наборе актёров в только открывавшийся тогда Белгородский государственный театр кукол. Уже работая там, я окончила очное театральное отделение Харьковского института искусств по квалификации «театр кукол».

АиФ: – Чем для вас стали куклы?

С.Л.: – Поначалу отношение к куклам у меня было несерьёзное, ведь я хотела быть драматической актрисой. Но однажды мы, будучи студентами, поехали в Киев на международный фестиваль, где различные театры кукол представили свои постановки. Там я увидела невероятные возможности, о которых даже не подозревала. Три с половиной часа шёл один только кукольный спектакль для взрослых «Гамлет» в исполнении двух актёров – изобретательный, пропитанный символикой, с изумительными световыми эффектами. А детские постановки были похожи на мультфильмы: куклы в руках профессионалов буквально оживали. Всё это, конечно, произвело на меня огромное впечатление. 

Поучительные сказки

АиФ:  Велика ли разница в работе драматического актёра и артиста театра кукол?

С.Л.: – В нашем театре сейчас преобладает смешанный жанр. Актёры выводят на сцену кукол и сами исполняют драматические роли. К примеру, в спектакле для взрослых «Я тогда гостила на земле…» по мотивам произведений Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и Маргариты Зиминой, повествующем о судьбах этих женщин, центральное место отводится именно людям. Я играю в этой постановке нашу современницу, поэтессу Маргариту Зимину. Стоит учесть, что в драматическом театре актёр не всякую роль может исполнить. А в руках опытного кукловода может ожить любой персонаж. В куклу надо вдыхать душу, подбирая для неё голос, интонации, движения, чтобы она стала полноценным актёром. Каждая из них – личность со своим характером. Необходимо прочувствовать образ до самых глубин, чтобы донести его смысл до зрителя. Например, в детском спектакле «Петрушка на войне» я играю сразу две роли: деревенской Марфушки и немецкого министра Геббельса. Мне пришлось немало прочитать об этом человеке, чтобы суметь передать кукле его особенности, в частности, заставить её хромать и говорить фальцетом. Это лишь маленький эпизод, но в любую, даже самую мелкую роль нужно вживаться, чтобы она «вспыхнула». Мне очень нравилась эпизодическая роль двенадцатилетней королевы в постановке «12 месяцев». Это была планшетная куколка ювелирной работы, изящная, с ней было особенно интересно работать.

АиФ:  В чём особенность спектаклей для взрослого зрителя?

С.Л.: – Детям мы показываем поучительные сказки, а для взрослых поднимаем глубокие философские темы, затрагиваем острые социальные и нравственные проблемы: любовь, одиночество и многое другое. В нашем репертуаре есть и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», и «Предложение» Чехова, они пользуются популярностью. Очень многое зависит от режиссёра, от его идеи. Работа актёра заключается в том, чтобы передать её в зал. Когда мы видим зрителей, которые аплодируют стоя, понимаем, что наша идея их затронула. 

Нет предела совершенству

АиФ:  Не превращаются ли роли от сеанса к сеансу в набор машинальных действий и реплик?

С.Л.: – Удивительно, но даже если каждый день играть один и тот же спектакль, он всякий раз будет другим. Дыхание зала ощущается по-новому с приходом новых зрителей. Бывает, роль зазвучит неожиданным образом. В особом состоянии души находишь новые интонации или жест, порой совершенно спонтанно, именно в данную минуту на сцене. Внезапно для себя открываешь новые грани и задаёшься вопросом: почему же я раньше этого не делала? Особенно это касается психологических ролей, которые с каждым разом чувствуешь всё тоньше.

АиФ:  Какую роль вам хотелось бы сыграть?

С.Л.: – Не могу ответить на этот вопрос. Имея богатый профессиональный опыт, хочется просто делать свою работу, постоянно учиться чему-то новому, совершенствоваться. Через мои руки прошло около сотни самых различных кукол, мне доводилось играть и комические роли, и трагические, каждую из них было необходимо пропустить через себя.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах