Важный шаг
– Каково это – решиться стать многодетной мамой?
– Мы с мужем не считаем, что сделали что–либо героическое. Изначально мы не предполагали, что у нас получится такая большая семья. Мы воспитали сына Игоря, к тому моменту у него появились свои интересы, он учился. Мы редко видели его и заскучали. Моя мама была инициатором и предложила взять ребёнка из интерната. Если есть возможность помочь ещё кому–то, то почему этого не сделать? Мы знаем, что в истории нашей страны никогда не было лёгких времён. Как люди говорят: «Ой, в наше время. Да куда там! Какие дети! Одного бы вырастить, и то хорошо». Но даже во время Великой Отечественной войны люди помогали детям из других семей.
– А почему именно эти ребята? Вы их долго искали?
– Первых двух мы взяли три года назад. Началось всё с того, что у нас в области стали делать видеопаспорт детей, там я и увидела случайно мальчика шести лет из Мценского детдома. Сказала мужу: «Давай! Почему бы нам не помочь ребенку? Дом большой – есть, где разместить, и время есть». Поехали знакомиться – Лёша был рад, а мы переживали, хотя я по образованию учитель начальных классов, и когда мы ехали на встречу, всё себя успокаивала: Что, не найду о чём с ребёнком поговорить? Первое время и я, и он очень волновались, но воспитатели детдома нам помогли: поговорили, разговорили, подружили нас. Мы с мужем месяц поездили и подписали согласие.
Потом у нас появилась Настя, ровесница Лёши, но если у него мать и отец живы, то девочка – круглая сирота.
Её не взяли ни дядя, ни тётя, находя отговорки. У Насти сохранились воспоминания о маме. Например, как та заставляла её есть сухой горох из пачки, а из игрушек у девочки была только искусственная ёлка. Когда мы забрали Настю из детдома, игрушки её не интересовали, она с ними просто не играли. Это продолжается до сих пор. Зато она пишет чудесные стихи и песни.
– А как у ребят было со здоровьем, ведь не редкость, когда вместе с проблемами в семье ребёнок приобретает нарушения здоровья?
– У Лёши астма неатопическая, он инвалид с 2 лет. У него случались приступы от переутомления, переохлаждения, волнения. Это приобретённая болезнь, постоянное переохлаждение в детстве спровоцировало появление астмы, и ребёнок стал инвалидом. В детском доме он по 8–10 раз болел, у него были приступы. А когда он оказался у нас, всё постепенно стало проходить. Был год, когда он вообще ничем не болел.
Мы живём в пригороде в посёлке Орлик, у нас своё небольшое хозяйство, несколько кур и уток. Дети учатся в школе № 15. Идти до неё недалеко – 20 минут, но Лёша сначала не мог преодолеть это расстояние из–за своей болезни. Сейчас, после трёх лет, он уже свободно проходит этот путь.
Найти общий язык
– А как получилось, что у вас появились остальные ребята?
– Дети стали просить себе брата и сестру. И мы взяли шестилетнего Серёжу. У него есть старшая сестра – студентка техникума, мама – постоянно привлекающаяся к ответственности за неуплату алиментов. Но у них интереса к нему нет.
Мальчики сразу подружились и стали вместе играть. А Настя начала ходить за мной хвостом и просить сестричку. Скучно ей было с мальчишками.
Мы пошли за одной девочкой, а взяли родных брата и сестру. От них отказалась мама, ограниченная судом в родительских правах. Они сами рассказывали нам, что она их бросала, они оставались и ночевали дома одни. Вот так у нас оказались все пятеро. И мы рады, что они с нами. Интернат – это полное отсутствие личного пространства, отдыха для психики.
– Получается, что ребятам нужно было время для адаптации. Или они вливались в семейный быт с лёгкостью?
– Для детей счастье иметь собственную комнату, свои игрушки и не ходить в туалет толпой.
Я не заметила, чтобы хоть кому–то из них было поначалу у нас некомфортно. Для них то, что они обрели дом и родителей, стало самым знаменательным событием в их маленькой жизни. Главное любить их такими, какие они есть. Когда у нас появились все наши дети, я стала еще счастливее. Постоянная суета и смех подпитывают меня, я не думаю о проблемах, а если те появляются, стараюсь их незамедлительно решить. Мне кажется, что я сама стала намного сильнее и жизнелюбивее. Меня очень поддерживает мысль о том, что я смогла изменить столько маленьких жизней. Все ребята стали для нас с мужем родными и близкими. И мы их никогда не бросим, а будем помогать, вести по жизни и вкладывать в них всё хорошее, что есть в нас самих.
– Но как вы со всем справляетесь? Ребята живут дружно?
– Старшие детки уже самостоятельно помогают, дежурят – убираются. Воспринимают домашний труд как проявление ответного уважения к нам, соперничают за внеочередное выполнение домашних обязанностей, стараясь показать, что они уже взрослые и всё могут. Никогда не приходилось заставлять их что–то делать, всё происходит естественно, дети воспринимают себя одной семьёй. Особой методики воспитания у нас нет, они, если ссорятся, то сразу мирятся. Все дети ходят в воскресную школу, им очень нравится. Они называют нас, мама и папа. Дети учатся на отлично и хорошо. Старшие помогают и учат на собственном примере младших.
Главное – семья?
– Семьи с родными детьми нередко боятся брать приёмных из–за страха, что будут неравноценно относиться к ним или постоянно за что–то испытывать чувство вины.
– Я воспринимаю ребят как своих, всё всегда объясняю словами, не бью. А вообще дел много и ругаться некогда! Первый Игорь нам помогал, когда мы взяли Лёшу с Настей, водил их в кино, парки. Сейчас женился и живёт отдельно.
А вот в школе отношение к ребятам не всегда хорошее. Часто их там травят, обзывают бездомными, брошенками. Поэтому дети просят одну фамилию на всех. Чтобы не догадывались, что они приёмные. Никто из них не хочет возвращаться в родные семьи.
– Но те ребята, у кого есть родные братья и сёстры, поддерживают с ними отношения?
– Серёжа встречался со своей сестрой у нас в гостях, мы держим её в курсе, она сама интересуется. Все остальные ребята про родных маму и папу не спрашивают – слишком много дурного они им сделали.
– Часто получается, что обеспеченные люди не бывают многодетными родителями. Вы финансово выдерживаете прибавление в семье?
– Сейчас формируется концепция потребительского отношения к жизни. На первое место выходят деньги, работа, а семья вторична. Поэтому люди состоятельные не всегда могу найти время на детей, тем более приёмных. Мы с мужем не богачи, но живём в достатке. Он работает водителем, а я домохозяйка. Но денег нам хватает.
Собираемся в этом году отвезти ребят на море. Планируем покупку большой машины, чтобы вся наша семья могла поместиться. Стараемся чаще водить детей в цирк и на всякие представления. Лёше как инвалиду в соцзащите иногда предлагают льготные билеты, но я отказываюсь. Где и с кем в это время останутся другие дети? Не поведу же я его одного. Иду и покупаю билеты всем. Так что гуляем за свои.