Воронеж, 13 марта – АиФ-Черноземье
В связи с отставкой Сергея Колиуха, в Воронеже самой обсуждаемой темой стал вопрос о том, кто же все-таки станет мэром города. Естественно, предсказуемый вариант развития событий таков – займет кресло мэра нынешний и.о. Геннадий Чернушкин.
Данную политическую ситуацию, возникшую в городе, многие сравнивают с событиями прошлых лет, когда Владимир Кулаков сделал ставку на Ивана Образцова, но победу тогда одержал Борис Скрынников. Алексей Гордеев и Геннадий Чернушкин находятся в более выгодном свете, но здесь тоже просматриваются некоторые просчеты – у граждан наблюдается некая усталость от «Единой России», поскольку ситуация с никелем явно не увеличила рейтинг доверия к власти. А также о назначении Чернушкина заговорили еще до отставки Колиуха, что дало оппозиционерам широкую возможность для маневров.
Политолог Александр Слинько считает, что смена мэра важна для города:
– На мой взгляд, назначение Геннадия Чернушкина – это очень серьезный эксперимент, потому что есть мнение о том, что не все представители бизнеса должны быть допущены к власти, поскольку это может привести к игре в одни ворота в сторону какого-то одного бизнеса. Это важный эксперимент, своеобразный экзамен для нашего бизнеса, сможет ли бывший руководитель, бизнесмен, проводить политику равной удаленности от центров влияния и стать действительно политическим деятелем. Но на этот эксперимент нужно идти, потому что сохранение у власти какой-то неподвижной касты ведет к тому, что всякая работа городского хозяйства останавливается. И политика, и экономика замирает.
Господин Чернушкин настроен решительно. На заседании городской Думы он сообщил о том, что настроение у него рабочее. Но «революцию делать не будем» – заявил новый и.о. главы города.
Политолог Дмитрий Нечаев предполагает пять возможных направлений деятельности Геннадия Чернушкина:
– Что касается Чернушкина, по большому счету, в Воронеже происходит не просто смена руководителей города, в Воронеже происходит смена вех. За сменой руководителя будет проходить обновление политической элиты региона. И, конечно же, Чернушкин отличается от других кандидатов.
Во-первых, я думаю, что он будет реализовывать прозрачность в управлении городом, в принятии решений, формировании бюджета и его расходованием. Во-вторых, он будет пытаться навести порядок в системе образования тарифов и оплаты ЖКХ. Он просчитает как экономист, как менеджер все эти вопросы. А также будет наводиться порядок в сфере ЖКХ и в управлении муниципальными предприятиями, казенными, которые сейчас есть. В-третьих, я надеюсь на ясность со стратегией социально-экономического развития города. Он избирет и аккумулирует многие идеи, предложения, проанализирует проблемы, будет выстроена определенная система приоритетов в экономическом и социальном развитии города. Думается, что будет ясность, куда мы идем, какие у нас приоритеты, и какая цена будет за реализацию этих приоритетов.
На мой взгляд, в период формирования элиты, а это, в первую очередь, управленческая элита, все-таки будет востребована новая генерация менеджеров, которая будет интегрирована в систему управления городом. «Период дружественных связей», который исповедовал Сергей Колиух, закончится. Я очень надеюсь на то, что на ключевые направления будут рекомендованы те люди, которые будут профессионалами и технократами, серьезными специалистами в своих отраслях. Надеюсь, что Чернушкин не будет, за редким исключением, лоббировать своих людей, а будет определять тех людей, которые дадут максимальный эффект по тем или иным направлениям. Вероятно, будет выстроена система эффективной обратной связи с населением. В политической науке это называется социальный капитал. Вот он будет формировать тот социальный капитал, который, безусловно, будет одним из главных достояний в городе. Социальный капитал имеет две части – это уровень доверия населения города и вовлеченность людей, гражданских инициатив в процесс преобразований, которые будут проводиться. Это будет образовать некий социальный капитал, и над этим он будет очень сильно стараться. Это имеет и долговременную цель, поскольку практически ни один руководитель города за последние 20 лет не имел массовой поддержки среди населения города. У Колиуха кредит доверия варьировался от 15% до 30%. Он набрал 31% на прошлых выборах. Это не очень большой результат. Поэтому, я полагаю, что новый руководитель города будет пытаться опираться на население. Поэтому нужно пытаться выстроить систему, при которой не просто масштабные социально-экономические проекты будут развиваться, а будет осуществляться помощь конкретным людям в конкретных проблемах. Мне кажется, что для него это будет довольно важно.