Директор макрорегиона Юг компании HeadHunter Ирина Веретенникова рассказала «АиФ-Черноземье», как школьникам и их родителям стоит подходить к выбору будущей профессии, какая сфера будет самой востребованной и высокооплачиваемой в ближайшем будущем и какие специальности недооценивают современные молодые люди.
Дефицит «айтишников»
Ирина Евсюкова, «АиФ-Черноземье»: Последние годы вузы корректируют количество бюджетных мест на разных факультетах. Все меньше студентов бесплатно принимают на гуманитарных факультетах и все больше - на технических. На ваш взгляд, о чем говорит эта тенденция? Вузы наконец-то стали работать с оглядкой на рынок труда?
Ирина Веретенникова: Тенденция такая есть, и она будет только усиливаться, потому что техническое образование сейчас более востребовано, чем гуманитарное. Год от года вакансий в этой сфере становится все больше, а работники с экономическим или юридическим образованием требуются все меньше. Многие профессии устаревают, либо видоизменяются под воздействием четвертой промышленной революции, которая уже практически случилась. В каких-то случаях функционал человека заменяют роботами, например, в рутинных, однообразных процессах. Или там, где нужен точный и быстрый счет, либо требуется работа с большим количеством данных, цифр, качественнее и оперативнее работает компьютер, нежели человек. К тому же сейчас практически любая специальность подразумевает владение знаниями технического характера. К примеру, бухгалтера не возьмут на работу без навыков работы в специальных программах, да и медики сейчас выполняют диагностику и операции с использованием роботизированного оборудования.
Между тем, в компаниях сокращают юристов, экономистов, бухгалтеров, спрос на таких специалистов падает, так как часть их функционала также берут на себя компьютеры. А вот на IT-специалистов он, напротив, растет и будет увеличиваться в дальнейшем. По результатам исследований, к 2020-2022 году в России будет дефицит «айтишников» в миллион человек. Так что, если у выпускника школы есть склонность к математике, ему сейчас нужно поступать не на экономический факультет, а получать профессию в сфере информационных технологий.
Система образования должна подстраиваться под требования современного рынка труда. Воронежским выпускникам повезло – у нас несколько вузов готовят специалистов в области IT. И для всех есть работа – в городе практически сформирован IT-кластер из компаний-работодателей этой отрасли. Сейчас представительниц прекрасного пола в этой сфере значительно меньше, чем мужчин – всего лишь 20% соискателей. Тем не менее, они также ценятся, как профессионалы, так как женщины более внимательны, усидчивы, лучше выискивают ошибки, могут дольше просидеть над сложной задачей.
– Как много людей сегодня получают гуманитарное образование и, оказавшись невостребованными, идут по другому профессиональному пути?
– Все 18 лет наших наблюдений за рынком труда среди запросов от работодателей лидируют специалисты в сфере продаж. И эти вакансии закрываются, притом, что «продажников» не готовят в вузах, разве что, в торговых техникумах. А на сайте hh.ru в профессиональной отрасли «Продажи» можно найти резюме абсолютно всех специалистов, начиная с тех, кто стоит за прилавком, и заканчивая топ-менеджерами. Зачастую это те самые выпускники вузов, которые, либо не нашли себя в полученной профессии, либо разочаровались в ней уже в процессе обучения. Может быть, даже начали работать по специальности, но поняли, что много денег не заработают, и решили сменить начальный курс. Понятно, что социологам и экологам, может быть, действительно, просто не хватает рабочих мест. Но когда педагоги уходят в продажи, это очень грустно.
Статистика такова, что по специальности сегодня работают менее 40% выпускников вузов. И, в большей степени, это представители сферы медицины и инженерии. Как правило, профессию медика или инженера человек выбирает осознанно и быстро начинает себя в ней реализовывать.
Кто выбирает вуз?
- Но ведь часто бывает, что выпускники школ идут учиться на юристов и экономистов, руководствуясь советом родителей…
– И это проблема. Родители считают, если их ребенок пойдет на экономиста, он всегда сможет заработать себе на кусок хлеба. Это было много лет назад. Сейчас экономика и юриспруденция – самые «перегретые» профессиональные области. Конкуренция среди кандидатов в них такая же, как у выпускников без опыта работы – 10-12 человек на место, а вакансий значительно меньше, чем специалистов. И эта тенденция сохраняется, а вузы продолжают выпускать специалистов этого профиля.
Но профориентация во многом определяет дальнейшую жизнь человека. Ведь работа занимает половину нашей жизни. И человек будет счастлив эту половину жизни, если проведет ее на любимой работе, которая нравится ему, а не маме с папой. Я знаю истории, когда люди получали первое образование по наставлению родителей, а потом шли получать второе, чтобы реализовать себя. Однажды, на встрече со школьниками, семиклассник рассказывал, что вся его семья – медики, и его готовят в хирурги, а он мечтает стать актером и даже ходит в драмкружок при школе. Ребенок уже стоит перед выбором – разочаровать родителей и следовать за своей мечтой, или сделать то, чего от него ожидает семья. И этот выбор сделать тяжело, никто не хочет разочаровывать родителей. Но если он будет несчастен, выбрав профессию не по душе, родители тоже не будут рады. Если вы видите, что у ребенка есть тяга к определенной профессии, настаивать на своем не нужно. Даже если он в ней разочаруется, то, хотя бы, это был его собственный выбор, и его опыт, за который он сам несет ответственность.
- Но как быть, если заранее понятно, что ребенок выбирает профессию, которая в будущем окажется невостребованной. Нужно ли тут настаивать на своем?
- Когда мы говорим о миллионном городе, нужно понимать, что здесь спектр предлагаемых профессий очень большой. Если подросток искренне хочет работать экономистом или юристом, нужно трезво понимать, что конкуренция среди таких специалистов очень высокая. И чтобы после вуза получить предложение о работе с достойной зарплатой, нужно стать суперпрофессионалом. А вот если пойти в «айтишники», где конкуренция меньше двух человек на место, трудоустроиться будет значительно легче. К тому же, низких зарплат в сфере IT не бывает. Это единственная профессиональная область, которая не пострадала в кризис: здесь не было сокращений персонала и заплат. Сегодня некоторые вакансии для специалистов этой сферы на сайте hh.ru предлагают ежемесячный доход выше 200 тысяч рублей. Я знаю случаи, когда воронежские ребята уезжали работать в Москву, а потом понимали, что те же деньги можно зарабатывать и здесь, но тратить на жизнь гораздо меньше.
«Престиж рабочих рук необходимо поднимать»
- А что происходит с рабочими специальностями? Идут ли молодые люди работать в цеха и на заводы?
- Сегодня практически сто процентов выпускников школ автоматически переходят в вузы. Если в советские времена одни шли получать высшее образование, другие – учиться в ссузы, третьи – работать, то сейчас родители стараются сразу отправить своих чад в вуз. Да и сами вчерашние школьники не спешат работать. Поэтому рабочие специальности сейчас не очень популярны, хотя такие специалисты, особенно с высокой квалификацией, могут зарабатывать больше, чем офисные сотрудники. В Воронеже есть подобные вакансии с зарплатными предложениями до 40, 60 и 80 тысяч рублей. Необходимо поднимать престиж рабочих рук, и сейчас повлиять на это может сам работодатель. Приходить в школы, рассказывать о том, что рабочие сегодня – это не грязная форма и копеечная зарплата, а работа в чистом светлом цеху на современном оборудовании и с достойной оплатой труда.
Сейчас сфера «Производство» занимает в Воронеже третье место по количеству вакансий, размещенных на hh.ru. Требуются инженеры, робототехники, разработчики, конструкторы, технологи. Все эти профессии в 1990-е и 2000-е переживали непростые времена, потому что производство было на спаде. А сейчас производственники ищут грамотных специалистов. На многих заводах работают возрастные сотрудники, их не могут отпустить на пенсию, так как их просто некем заменить. Нужны молодые кадры. Для этого заводы открывают двери и приглашают школьников на экскурсии, давая им возможность получить детальное представление о профессии.
- Как, на ваш взгляд, изменится наша система образования в ближайшие годы? Ведь сегодня все больше людей предпочитают онлайн-курсы лекциям в вузах.
– Спрос на онлайн-обучение растет года от года. Но нельзя сказать, что оно уже готово заменить базовое образование. Такие курсы хорошо помогают прокачивать те знания, которые были получены в вузе. По результатам нашего опроса, в большей степени респонденты с помощью онлайн-курсов изучают английский язык или развивают личностные компетенции. Кроме того, такие курсы дают возможность оперативно получать новые знания и навыки. Например, сейчас по всей стране открываются IT-школы, причем обучатся в них можно, начиная с четырех лет и до любого возраста, как офлайн, так и онлайн.
Онлайн-образование и вообще любое дополнительное образование теперь будут актуальны всегда, так как в реалиях современного динамичного мира все профессиональные сферы очень быстро изменяются. Если человек перестанет развиваться в своей сфере, он останется невостребованным. Обучение всю жизнь – это тренд, который определяет самых успешных специалистов. Мы не можем знать на десять лет вперед, какие специалисты будут востребованы. Но если у человека есть 2-3 профессии в активе, он всегда будет более успешен.
- Какие еще навыки, кроме профессиональных, работодатели ищут в потенциальных работниках?
- Сейчас намного снизился уровень грамотности молодых людей. Работодатели отмечают нехватку соискателей, обладающих грамотной устной и письменной речью, а также хорошими навыками работы с компьютером. И если в резюме есть ошибки, человека могут даже на собеседование не позвать. Поколение «большого пальца» успешно переписывается в социальных сетях, а вот знаний программ Word и Excel соискателям не хватает. Хотя, теперь это базовые навыки, которые нужны в любой профессии.
Чтобы устроиться на хорошую и перспективную работу, даже при отсутствии должного опыта, важно быть позитивным, открытым, общительным и активным. А главное – хотеть развиваться и обучаться. Нужно не просто ходить по собеседованиям и отвечать на вопросы, а изучать информацию о компании, понимать для себя, почему хочется работать именно здесь и суметь донести это до работодателя.
Первый год работы после вуза должен быть посвящен не столько зарабатыванию денег, сколько приобретению опыта, в том числе, опыта эффективного взаимодействие с людьми. Адекватного, грамотного, готового учиться и доказывать, что он – хороший специалист, человека будут ценить на любой работе.