Белгород, 15 марта – АиФ-Черноземье
Удар в спину
В 1977 году супруги Черняевы, родители Татьяны Мироновны, построили жилой дом в селе Гостищево. С того времени жильё находилось в совместной собственности супругов, с которыми проживал их сын Владимир. Осенью 2011 года мать – хозяйка дома – случайно узнала от проболтавшейся невестки, что уже давно не имеет прав на имущество. Заподозрив неладное, она немедленно обратилась в Яковлевский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области, где опасения подтвердились – на основании договора дарения, оформленного ещё в 2009 году от имени мужа, собственником земли и жилья числился только их сын.
Поверить в то, что муж мог таким образом распорядиться общим имуществом, ничего об этом не сказав, да ещё при помощи постороннего человека, указанного в договоре в качестве доверенного лица, пожилая женщина не могла. К тому же на тот момент супруг был уже сильно болен и почти не узнавал родных, не говоря уже о том, чтобы проводить юридические операции. В 2005 году сын избил отца, переломав ему пальцы так, что тот не мог даже самостоятельно держать ложку. А с 2008 года старик и вовсе был прикован к постели. Выходит, хозяин дома физически не мог даже подписать доверенность на третье лицо для совершения сделки дарения с собственным сыном.
Решение суда
Узнав обо всём, Вера Сергеевна Черняева и её представитель, дочь Татьяна, подали иск в Яковлевский районный суд о признании недействительными пресловутой доверенности и самого договора дарения. Суд установил, что при выдаче доверенности был допущен целый ряд грубых нарушений. К примеру, мать не писала заявления об отказе от своей доли в праве на имущество и вовсе ничего не знала о договоре дарения; государственная пошлина, установленная за удостоверение доверенности нотариусом, не оплачивалась, а сотрудников администрации нисколько не удивил тот факт, что в процессе передачи жилья его владелец никак не участвовал. Суд признал недействительными доверенность и все последующие сделки, вернув супруге уже покойного на тот момент хозяина дома её право на половину собственности.
Однако сын на этом не остановился и обжаловал судебное решение в областном суде, требуя признать сделку действительной, пусть и без доли матери. На этот раз его сестре, представлявшей интересы родителей, даже не дали слова. Судья утвердил, что никаких нарушений в содержании договора дарения нет, хотя речь шла о фальсификации документов. Татьяна Мироновна подала кассационную жалобу в президиум областного суда, однако получила отказ в её рассмотрении в связи с «неубедительностью доводов». Не так давно их мать скончалась, так и не дождавшись торжества справедливости.