Старая Дума ушла в политическое прошлое, так и не приняв долгожданные поправки в Жилищный кодекс. Новые законные избранники пережидают предвыборные дни. А пока законодатели молчат, суды разгребают горы гражданских дел о выселении из квартир собственников, о признании супругов и детей "бывшими". Робкие попытки Верховного суда давать разъяснения о правах этих "бывших" детей, которых (благо вспомнили-таки про Семейный кодекс!) выкидывать на улицу не очень-то и можно - лишь капля в море. В море слез "бывших" жен, "бывших" внуков, "бывших" сыновей и дочерей.
Обычная история
31-Я СТАТЬЯ Жилищного кодекса как нож проходит по живому, деля людей не на отцов и детей, а проще и страшнее - на собственников и не собственников. У первых есть все, у вторых отбирают последнее.
Орловская девочка Таня чуть было не оказалась одной из тех, "бывших". Ее история началась 20 лет назад с истории совместной жизни ее родителей. Им тогда было примерно по столько же лет, сколько сегодня Татьяне. Молодые супруги строили дом и растили лапочку-дочку: с виду идеальная семья. Что случилось потом, кто знает? Все несчастные семьи несчастны по-своему. Да это и не главное. Любовь прошла, осталась лишь общая крыша над головой: бывшим влюбленным предстоял раздел совместно нажитого имущества.
В 2003 году на судебном заседании мама Тани просила оставить за собой право на половину дома, но папа вспомнил про лапочку-дочку и... не согласился с требованием бывшей супруги. Мол, Таня тоже имеет право на часть собственности. В итоге мама в интересах несовершеннолетнего ребенка согласилась на треть домовладения. Так и получилось, что, когда год спустя проводился реальный раздел имущества, папа Тани стал собственником двух третей дома.
Хочу быть владычицей морскою...
НОВАЯ жена Таниного папы, видимо, настолько пришлась ему по душе и по сердцу, что в 2006 году муж преподнес ей дорогой подарок - подписал договор дарения, по которому Наташа становилась полноправной хозяйкой жилого дома (100 кв. м) и земельного участка (почти 500 кв. м). Делая царский жест, папа "совершенно забыл" про лапочку-дочку и треть доли, принадлежащую бывшей жене. А может, считал, что договор дарения поможет избавиться от "бывших".
Тетя Наташа поспешила распорядиться подарком. Для начала - освободиться от ненужного балласта: выписать из дома чужого ребенка. Через несколько месяцев в Железнодорожный суд Орла поступил иск. Тетя Наташа требовала признать Танюшу утратившей право пользования жилым помещением и, соответственно, выписать ее. Аргументы новой собственницы просты: Таня не проживает в ее доме, не участвует в оплате коммунальных услуг, а главное, не является членом ее семьи.
Драконовский механизм нечеловеческого закона начал набирать обороты. И если бы не вмешательство грамотного адвоката и решительность девушки, проявленная при отстаивании законных прав, как знать, чем обернулось бы дело.
Закон и порядок
ПРОКУРОР Железнодорожной прокуратуры Светлана БОЛДИНА рассказала, что на судебном заседании по иску тети Наташи адвокат Тани заявила ходатайство о приостановлении производства по этому гражданскому делу. Таня сама обратилась в суд с иском о признании недействительным договора дарения, по которому новая папина жена получила дом. Ведь папа был не единственным собственником, ведь есть же еще мама и она!
На счастье Тани, сохранились и нашлись все бумажки, подтверждающие незаконность договора дарения, но тетя Наташа не стала дожидаться нового суда. Она добровольно отказалась от иска. Железнодорожный суд прекратил производство по делу, и Тане пока можно спать спокойно: повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами и по тому же предмету не допускается.
Победа? Спорный вопрос. Уживутся ли под одной крышей, пусть и разделенной, наши герои? Что предпримут отец "бывшей" лапочки-дочки и тетя Наташа теперь? Спокойно ли спится Таниному папе? И не снится ли ему сон, что новая жена снова выписывает кого-то "бывшего" из собственного дома. Например, бывшего мужа...