Воронеж, 18 июня – АиФ-Черноземье. Вот уже полгода Воронеж – город-миллионник. Вместе с гордостью прибавилось и проблем. Ведь мегаполис – это сложнейший механизм, жизнь которого должна быть продумана до мелочей. И вывоз мусора – одна из важнейших задач. Если её не решать, городские дворы и улицы вскоре будут напоминать забитые отходами трущобы таких миллионников, как Дели или Рио-де-Жанейро.
Раз контейнер, два контейнер
Весной на субботник вышли тысячи воронежцев – такой генеральной уборки город не видел много лет. С улиц и скверов было вывезено 23 тыс. 292 куб. м мусора. Но если не поддерживать чистоту и дальше, любые старания окажутся напрасны. Что и произошло на улице Ломоносова.
Многоэтажки здесь тесно жмутся друг к другу. Трём домам – №№ 114/5, 114/14, 114/4 – была отведена контейнерная площадка в очень удобном месте – на пути к остановке. В итоге мусорки облюбовали и жители соседних домов.
Казалось бы, нужно просто поставить больше баков, но всё вышло с точностью до наоборот. «Производственное объединение по обращению с отходами» (ПООО), заметив, что контейнеры наполняются быстрее, чем предусмотрено нормами, решило заставить ТСЖ, обслуживающие площадку, платить не только за себя, но и «за того парня».
Осенью 2011 года предприятие, посчитав, что ТСЖ «Северянин» задолжало за вывоз мусора 120 тыс. рублей, обратилось с просьбой расторгнуть договор. Жильцы не согласились. В суд ПООО обращаться не стало, а в апреле 2012 года два из шести контейнеров исчезли. Начала расти мусорная гора.
«Приватизация» отходов
В 2012 году мэрия Воронежа исключила сбор и вывоз мусора с контейнерных площадок многоквартирных домов из сферы деятельности ПООО и привлекла для этого около 20 коммерческих фирм, передав им в аренду часть мусоровозов. Теоретически конкуренция должна была сделать город чище. Между тем некоторые эксперты уверены, что муниципалитет просто-напросто отпустил рычаг влияния на мусорный тариф, предоставив частным фирмам самим определять цену. Ну, а в том, что после этой «приватизации» отходы чаще вывозить не стали, горожане могут убедиться, дойдя до ближайшей мусорки.
Кстати, для ТСЖ «Северянин» эта реформа стала новым этапом борьбы. Многострадальная контейнерная площадка отошла к сфере влияния «ЭкоСервис Центрального района». ТСЖ и предприятие направили друг другу варианты договоров. И тут выяснились принципиальные разногласия, которые касаются всего города. Например, большинство предприятий исключили из перечня услуг вывоз крупногабаритных отходов (КГО). Ведь если содержимое контейнеров высыпается в кузов автоматически, то для того, чтобы запихнуть туда дверь или старый холодильник, нужны рабочие руки. Но КГО – термин технический, по закону эти отходы ничем не отличаются от остальных и должны вывозиться в счёт обычного тарифа. ТСЖ обратилось в арбитражный суд, который с прошлого лета продолжает рассматривать это дело.
9 апреля этого года с площадки исчез ещё один контейнер. А 20 мая гуляющие с детьми мамаши и бабушки увидели, как грузовик везёт контейнеры прямо в центр двора – к недавно установленной детской площадке. Женщины выстроились перед машиной, и баки вернулись на прежнее место.
– Когда-то я сама собирала подписи и оформляла документы на обустройство контейнерной площадки, – говорит Наталья Артамонова, ветеран войны. – И мы не дадим убрать контейнеры с их законного места.
Чиновники уверяют, что перенос свалки – только на пользу.
– Решение о переносе мусорных контейнеров во двор указанных домов в настоящее время принято, – говорят в мэрии. – Таким образом профильные службы планируют если не ликвидировать постоянно возникающую свалку, то хотя бы уменьшить скорость её возникновения.
Жильцы дома уверены, что дело вовсе не в желании улучшить санитарную обстановку. Просто дотошное ТСЖ «Северянин» стало костью в горле у тех, кого устраивает мусорный беспорядок.
– Если мы добьёмся, чтобы крупногабаритный мусор вывозился в счёт общего тарифа, это станет прецедентом для всего города, – считает Сергей Зоркин, жилец дома № 114/5.
Отравы всё больше
Мнение власти | |
---|---|
Свалки – реальная угроза Игорь Механтьев, руководитель управления Роспотребнадзора по Воронежской области: – Проблемы, связанные с образованием отходов, обострились. Причём увеличение ТБО определяется не столько приростом населения, сколько изменением его доходов и образа жизни. Неотсортированные отходы утилизируются на полигонах и свалках, что ведёт к потере продукции, имеющей спрос на рынке вторичного сырья. На практике захоронение ТБО в большинстве случаев не соответствует требованиям санитарных норм, проводится без раздельного сбора, сортировки и изоляции. Слабый охват населённых пунктов области плановой очисткой ведёт к образованию несанкционированных свалок и загрязнению окружающей среды, создаёт реальную угрозу населению. |
С каждым годом организация вывоза мусора должна совершенствоваться, ведь количество отходов растёт. Так, по данным Роспотребнадзора, в прошлом году жители области выбросили в два раза больше мусора, чем в 2010-м. Санитарные врачи отмечают, что отходы вывозятся несвоевременно, а правила размещения контейнеров нарушаются. На свалки во дворах постоянно жалуются жильцы домов, которые обслуживают «Ава-кров», «Стройтрест 2П», «УК Советского района», «УК Ленинского района», «РЭК Центральный», «Рай ДЕЗ ЖКХ Железнодорожного района», «УК Железнодорожного района». Только в 2012 году специалисты Роспотребнадзора провели 381 проверку, выявили 317 правонарушений, наложили 273 штрафа на сумму 2 млн 900 тыс. рублей и направили в суды 44 дела. Все иски были удовлетворены.
Отдельная проблема – утилизация ртутьсодержащих энергосберегающих ламп. Если разбить такую лампочку, можно получить тяжёлое отравление. Между тем во всей области люминисцентные лампы собирают только три (!) организации, и обычно опасный мусор просто выбрасывают в общие контейнеры. На эту тему уже есть судебные решения. Так, в 2012 году суд признал незаконным бездействие УК Ленинского района. Но пока на общую ситуацию этот прецедент не повлиял.
Так как изменить ситуацию? Интересно, что жильцы дома на Ломоносова не только ждут решения суда, но и направляют свои предложения в горадминистрацию. Так, они предлагают создать в городе централизованную систему сбора мусора, который будет вывозить один подрядчик, выбранный с помощью конкурса. По мысли авторов проекта, создание такой системы поможет соблюсти санитарные и экологические нормы, оптимизировать бюджетные расходы, уменьшить количество мусоровозов и сократить расходы граждан.
Прислушается ли к их голосу муниципалитет – неизвестно. Но понятно одно: систему вывоза отходов нужно менять.
Мнения «за» и «против»
Что укажут – то и заплатим
Алеся Ларина, специалист Воронежской коммунальной палаты:
– Большинство компаний, которые занимаются вывозом мусора в Воронеже, специализируются или на твёрдых бытовых, или на крупногабаритных отходах. Ведь для них нужна разная техника. Так, если ТБО прессуется в мусоровозах, то крупный мусор нужно вывозить грузовиками. Да, по закону КГО входит в понятие ТБО, но де-факто на их вывоз приходится заключать разные договоры.
Государство регулирует тариф только на утилизацию ТБО, но не на их вывоз. С отходами многоквартирных домов в Воронеже стали работать только коммерческие компании. В результате тариф на вывоз формирует рынок. Какую сумму укажет фирма, такую управляющая компания и представит к оплате.
Свалки во дворах образуются по нескольким причинам. Во-первых, объём мусора с каждым годом стремительно растёт. Во-вторых, в новых микрорайонах дома строятся гораздо быстрее, чем увеличивается количество контейнерных площадок. А пара новых контейнеров не спасёт ситуации, если рядом выросла 16-этажка. Кроме того, общими контейнерами часто пользуются коммерческие фирмы – иногда по фиктивным договорам, иногда вообще без документов. Штрафы за мусор у нас по-прежнему мизерны, а у города не хватает средств и времени, чтобы убрать все несанкционированные свалки.
Посторонних сюда не пустят!
Фёдор Ковалёв, член комиссии Гордумы по ЖКХ и благоустройству:
– В законодательстве нет понятий «крупногабаритные отходы», «крупногабаритный мусор» – всё это входит в ТБО и не должно вывозиться за отдельную плату. Но проблема в том, что в городе до сих пор нет власти, и никто не занимается наведением порядка. Я предлагал создать экспертный совет, куда бы вошли представители общественности, депутаты, чиновники. Но никто меня не поддержал. Да и как Гордума может создать такой совет, если восемь думских депутатов контролируют котельные?
То, что теперь мусор вывозит не одна, а несколько компаний – это фикция, очередная афёра. Все они аффилированы, есть единый стержень, и всё контролирует один человек. И никого чужого в эту сферу не пустят. Если вывозом мусора в нашем городе попробует заняться сторонняя компания, то её даже не примет полигон. Почему у нас во дворах образуются свалки? Потому что нет воли заставить предприятие выполнять свои обязанности. Летом мусор с контейнерной площадки должен вывозиться ежедневно, зимой – хотя бы раз в трое суток. Но как можно научить работать все эти предприятия, если они, в сущности, контролируются монополистом? Если на этом рынке нет конкуренции, порядка не будет. И всё это будет продолжаться до тех пор, пока кто-нибудь не возьмётся за дубину.
Уборка отходов – инструмент диктата
Михаил Кутузов, руководитель Воронежской школы игровых технологий:
– На сегодняшний день вывоз и переработка мусора – очень выгодный бизнес. Во многом поэтому в некоторых странах эта отрасль сильно криминализирована. Часто контроль над вывозом мусора превращается в инструмент диктата. Так это было в Италии во время знаменитого неаполитанского мусорного кризиса, когда мафия стала диктовать свои условия обществу.
Сегодня в Воронеже с мусором начало бороться волонтёрское движение. Это, конечно, хорошо, но проблему невозможно решить по частям. Так же, как невозможно перепрыгнуть пропасть на 20% или быть немножко беременной. И менять ситуацию нужно не теми методами, которые предлагаются. Ведь по мере того, как проблема решается, выделяются дополнительные финансовые и материальные средства, а это только подстёгивает криминализацию.
Необходимо выработать экспертное решение вопроса, преобразовать проблемное поле в проектную задачу. Но бюрократический аппарат сегодня не заинтересован в серьёзных экспертных решениях, ведь они заставят его на 90% изменить свою работу.