Искусство наших предков
АиФ: – Валентина Алексеевна, расскажите, как давно вы увлеклись лоскутным шитьём?
В.Б.: – Лоскутным шитьём я начала заниматься в 2002 году, когда пришла на работу в Центр декоративно-прикладного творчества. Мне нужно было выбрать декоративное направление. С моей знакомой мы толком не знали, чем будем заниматься, пробовали шить тряпичных кукол. Потом я впервые сделала лоскутное панно. Оно хранится сейчас в Музее народной культуры. Мои первые работы зрителю понравились, и я поехала на фестиваль в Иваново «Лоскутная мозаика России», где получила поощрительный диплом. С этого момента и началась моя бурная творческая работа.
АиФ: – Что это за искусство такое, откуда оно берёт своё начало?
В.Б.: – Лоскутное шитьё – это то, что делали наши бабушки. Сейчас это становится интересным, потому что всё возвращается.
Занимаются этим немногие. У молодёжи не хватает на это терпения и времени. Поэтому они только приобретают мои работы. Аксессуары, сумочки, кошельки очень нравятся молодым девушкам. На мастер-классы приходят ко мне и пенсионерки, и женщины среднего возраста. И каждая уходит с небольшой работой, которую делает сама за два часа.
АиФ: – А в каких ещё конкурсах вы участвовали?
В.Б.: – В фестивалях в Москве, Суздале занимала призовые места. Ассоциация российских мастеров возит наши выставки за рубеж. Сейчас у меня более сотни работ, некоторые из них хранятся во Франции, Америке, Германии, Австралии, Италии. Я проходила курсы в Швейцарии на фабрике Bernina. Это ценный опыт.
Всё начинается с идеи
АиФ: – Как происходит процесс создания работы?
В.Б.: – Всё начинается с идеи. Вдохновение приходит, когда я наблюдаю за природой или общаюсь с интересными людьми. Работа «Жаркое лето», например, сделана в насыщенных жёлтых тонах и навеяна тем летом, когда пылали лесные пожары.
Муза может посетить, когда хожу на выставки в музеи. Например, понравилось где-то композиционное или цветовое решение. Иногда даже определённая ткань, увиденная в магазине, может навеять какой-то образ. Как только придумаю, начинаю делать эскиз.
АиФ: – Найти нужные ткани или инструменты для работы сложно?
В.Б.: – Старинные ткани можно найти, порывшись в бабушкиных вещах. Или использовать американские ткани, но это очень дорого. Ещё можно соединить старинную ткань и современную. Кто-то красит ткань. Подбор ткани занимает много времени. К этому процессу надо относиться очень тщательно, стараться, чтобы на столе было только два-три цвета. Что касается инструментов, то это швейные машинки. Их можно получить в качестве подарков, участвуя в конкурсах.
«Сублимационная печать на лоскутном блоке»
АиФ: – У вас наверняка есть своя техника работы?
В.Б.: – Моя авторская методика называется «сублимационная печать на лоскутном блоке». Эту технику я впервые показала в Москве, меня пригласили туда с мастер-классом. Кроме этой, я использую смешанные техники и традиционные. Люблю экспериментировать. Сейчас очень ценится ручная стёжка. Хотя некоторые боятся, что нитки порвутся. Одеяла с такой стёжкой смотрятся намного объёмней. Мне вообще очень нравится делать лоскутные одеяла из старинных тканей. Но на это уходит много времени.
АиФ: – А вы делитесь своими секретами шитья?
В.Б.: – Тем, что я умею, я готова делиться. У меня нет секретов. Повторить работу невозможно. Даже если я захочу сделать вторую куклу, она будет другой. У меня есть своя студия художественного текстиля. Ко мне приходят студентки, я помогаю им с дипломами, что-то советую. В лоскутном шитье возможности безграничны.
АиФ: – А что мне нужно, чтобы научиться шить себе такие замечательные вещи?
В.Б.: – Сложного ничего нет. Нужны элементарные навыки и умение шить прямой строчкой. А прежде всего – желание и усидчивость. Думаю, что талант есть у всех, просто его нужно уметь раскрыть. И ещё человек должен осознавать, что то, что он делает, кому-то нужно. Мне, например, это нужно – два дня без шитья заставляют меня чувствовать себя никчёмным человеком.
АиФ: – Вы из Старого Оскола – сталкиваетесь с какими-то трудностями в работе именно в вашем городе?
В.Б.: – В Старом Осколе у нас нет выставочного зала. В доме художника есть небольшое помещение, которое требует ремонта. И вторая проблема – на выставки никто не ходит. Мы сами стараемся приглашать людей. Руководство музея в этом не заинтересовано совсем, обеспечивает музей лишь самым необходимым – светом, водой. В прошлом году у меня была персональная выставка в Старом Осколе, на которую пришёл только наш коллектив, мои друзья и ещё пара человек.
«Люблю дарить подарки»
АиФ: – Я знаю, что ваша дочь Наталья тоже занимается лоскутным шитьём. У вас разные техники?
В.Б.: – Моя дочка – художник, работала дизайнером в полиграфии. С детства она шьёт себе одежду. Посмотрев на моё творчество, тоже решила этим заняться. Времени у неё меньше, чем у меня. Последнюю выставку «Красной нитью» мы выставляем вместе.
Её работы более свободные. На многое из того, что она делает, я бы просто не решилась. Она импульсивный человек, делает всё быстро, я же, наоборот, очень тщательно, могу несколько раз переделывать.
АиФ: – Что вы больше цените в своей работе – процесс или результат?
В.Б.: – Мне просто интересно работать, и если людям это нравится, то это приятней вдвойне. Текстильные открытки, магниты, обложки для паспорта я дарю как сувениры. Особенно люблю шить для мужчин, например, жилетки. А лоскутные одеяла особенно пользуются популярностью в коттеджах, на дачах. Расставаться с работой трудно, но если я знаю, что человек влюбился в эту вещь и будет её носить, то мне приятно будет подарить её.