Воронеж по праву считается одним из красивейших исторических городов России. При этом в Великую Отечественную войну его разрушили более чем на 90%. Немало интересных с архитектурной точки зрения зданий было уничтожено в 1960-е и постсоветские годы. Но если в первом случае — в угоду идеологии, то в последнем — ради корыстных интересов застройщиков. Перечень некоторых уникальных объектов, которые не дожили до наших дней, составила воронежский краевед Елена Устинова.
Красный от кирпича
По мнению краеведа, на расстоянии всего одной остановки от Петровского сквера располагается «золотое историческое кольцо» Воронежа. Этот район притягивал многих известных литературных и культурных деятелей. Стоящий здесь памятник Петру Первому тоже исторический, правда, в современном обличии он появился лишь 70 лет назад. Судьба его предшественника была незавидна — в Великую Отечественную войну фашисты отправили бронзового Петра на переплавку. А вот открытие монумента, состоявшееся 30 августа 1860 года, отмечалось с большой помпой: был и парад войск, и угощения на кадетском плацу, и спектакль в драмтеатре.
Императора изобразили в зрелом возрасте в костюме Преображенского полка. Правой рукой он опирался на якорь, левой — указывал путь вперёд. Куда именно? Весьма оригинальную версию предложил известный писатель и журналист Владимир Гиляровский в 1879 году. Какое-то время он проживал в Воронеже, приехав сюда с труппой актёров.
Гуляя однажды по городу, писатель подошёл к памятнику Петру. Заметив, что левая рука царя показывала в сторону Заставы, где находилась городская тюрьма, Гиляровский впоследствии написал: «Смотрите, русское дворянство, Пётр Первый и по смерти строг: глядит на интендантство, а пальцем кажет на острог». Дело в том, что высоких зданий в Воронеже в те времена было немного, а в старинном дворце, где сейчас находится музей изобразительных искусств им. Крамского, располагалось интендантство — военное ведомство, ведавшее хозяйственным снабжением армии и войсковым хозяйством. По городу ходили слухи, что интенданты проворовались.
Оставляя Воронеж в начале 1943 года, фашисты обложили минами многие сооружения. Сами взрывы оказались настолько мощными, что, когда советские воины вошли в город, вся земля была красной от мелкой кирпичной крошки.
В числе уничтоженных оказался и Дом пионеров, где до революции размещался окружной суд.
«Нарядное, помпезное здание с бельведером находилось на проспекте Революции, справа от главного корпуса технологического института, — рассказывает Елена Устинова. — Здесь, в суде, рассматривались административные и уголовные дела, затем тут открыли детский культурный центр. Одна из жительниц Воронежа вспоминала, как зимой перед Домом пионеров из снега были сделаны гигантские фигуры животных, особенно ей запомнился огромный белый медведь. После взрыва Дома пионеров остались только его боковые части. Ни о каком восстановлении не могло быть и речи».
Здание Народного дома, располагавшееся южнее дома №8 по проспекту Революции, выгорело дотла от попавшей в него бомбы. Коробку разобрали на кирпичи, и сейчас о существовании дома напоминает лишь мемориальная доска в честь революционных событий, происходивших здесь в 1905 году.
«Это был красивый трёхэтажный кирпичный дом с фасадом, декорированным в стиле кирпичной эклектики, — продолжает краевед. — Проект готовил известный городской архитектор Александр Баранов. В здании размещался зрительный зал, предназначенный для концертов и театральных представлений, а также бесконечные кабинеты — для различных секций Общества народных университетов. Его слушателями были простые люди. Например, здесь, с приглашением авторитетных специалистов из столиц, проходил цикл популярных лекций по вопросам искусства».
При отступлении из Воронежа немцы взорвали и железнодорожный вокзал, а привычное для нас здание вокзала было построено в 1954 году. Своды в нём украсили лепниной, стены — мозаикой. Как отмечал архитектор Николай Троицкий, под руководством которого проходило восстановление послевоенного Воронежа, новый железнодорожный вокзал напоминал ему вестибюли московского метрополитена.
Остались только люки
На фотографиях первой половины ХХ века Кольцовский сквер можно узнать разве что по привычному обитателю здешних мест — памятнику-бюсту поэту Алексею Кольцову. Ведь в 1950-1960-е годы сквер расширили по линии кинотеатра «Спартак» — дома были отодвинуты, вернее — разрушены. В их числе — и одно из самых примечательных зданий города — дом купца Петрова со знаменитым панно на фасаде.
«Панно в виде мозаики изображало Петра Первого во время его воронежского похода на Азов. При сносе здания панно исчезло. Скорее всего, его разбили и разобрали на стройматериалы. Но на газонах Кольцовского сквера до сих пор можно увидеть «бесхозные» канализационные люки — остатки коммуникационной инфраструктуры снесённых домов».
В период руководства Хрущёва началась вторая активная богоборческая кампания, и под снос пошли многие воронежские храмы, интересные с архитектурной точки зрения. В их числе — польский костёл Пресвятой Девы Марии, построенный из красного кирпича в неоготическом стиле, который располагался на ул. Кольцовской. Есть сведения, что семья преподавателя фортепьяно Витольда Ганнибаловича Ростроповича, основателя известной династии музыкантов, часто посещала этот храм. Костёл, который не пострадал даже во время оккупации города, был стёрт с лица земли в 1962 году, и сейчас на его месте находится невзрачная пятиэтажка.