30 июля в России отмечают День военно-морского флота. В Воронеже к этому дню подготовили насыщенную программу с «Петровской регатой», концертами и шествиями моряков. Тысячи горожан выходят в центр города, чтобы присоединиться к празднику, но мало кто знает, что улицы, на которых проходят гуляния, когда-то были маршрутами Петра Первого. За день до праздника историк Владимир Размустов провел поход-беседу по «пути Петра».
Столица на 65 дней
Для Петра Великого всегда большое значение имела борьба за свободный выход России к морю на юге. В конце XVII столетия русская армия не только обороняла страну от набегов крымских татар, но и все чаще организовывались походы до турецкой крепости Азов. Большой поход Петра I под Азов в 1695 году обернулся неудачей. Вражеский флот без препятствий плавал в Азовском море, а турецкие солдаты всегда были снабжены всем необходимым. Петр понимал, что для овладения Азовом требуется военный флот. Он вернулся в Москву с целью повторить поход следующей весной и за это время построить в Воронеже военную флотилию.
29 февраля 1696 года Петр прибыл в Воронеж, чтобы лично руководить строительством. О его приезде узнали лишь за три дня, и в крепости началась суета и активная подготовка. Жил Петр во время своего пребывания в Воронеже в доме подъячего Ивана Моторина, который находился на пересечении улиц Большой Стерлецкой и Софьи Перовской ближе к реке. Во дворе избы был размещен государев шатер, то есть Воронеж на 65 дней стал неофициальной столицей России.
В городе было все для быстрого возведения флота - люди, которые имели опыт в судостроении, и вековые дубовые леса поблизости.
«Петр все же безусловно нанес крупный урон экологии»,- говорит историк Владимир Размустов. -Место современной Адмиралтейской площади заполнилось людьми - плотниками, судостроителями. Приехало много иностранных мастеров, особенно немецких, с чем и связано появление в городе немецкой слободы. 2 апреля была спущена на воду большая галера «Принципиум», 26 апреля — многопушечный корабль «Апостол Петр». Суда с войсками двинулись из Воронежа к Азову несколькими отрядами. Петр I отплыл 3 мая на галере «Принципиум» во главе отряда из 8 галер. Во время плавания по рекам Воронежу и Дону он составил «Указ по галерам» первый российский военно-морской устав. Русские войска одержали победу. Азовская крепость сдалась, но выйти к Черному морю через Керченский пролив Петру так и не удалось».
Вернувшись в Москву, Петр сразу же задумался о постройке флота в Воронеже для действий в Азовском море. Он настаивал на постройке не менее 40 кораблей под Воронежем и в записке под названием «Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фартеции от турок Азова» писал «Понеже время есть и фортуна сквозь нас бежит, которая никогда так к нам близко на юг не бывала».
После неудачного похода на Турцию в 1711 Петр был вынужден подписать унизительный Прутский мирный договор, следуя которому необходимо было вернуть Азов и вырубить под корень кораблестроение в Воронеже. «Гото Предестинацию» - первый российский линейный корабль, созданный без участия иностранных мастеров - купили турки.
История поросла бурьяном
«Петровские постройки погибли в пожаре 1748 года, а единственным свидетельством пребывания Петра в современном Воронеже является Успенская адмиралтейская церковь, которая каким-то удивительным образом вмещала в себя огромное количество человек во время работ на нынешней Адмиралтейской площади, хотя само строение относительно небольшое», - рассказывает Владимир Размустов.
Спустя три века улицы, местечки и знаковые исторические уголки, рассказывающие о Воронеже как о колыбели военно-морского флота, никак и ничем не обозначены. Они зарастают бурьяном, и никто кроме местных краеведов не знает о том, что здесь или вот здесь свершались значительные исторические события.
«Воронеж, как колыбель ВМФ России, подзабыт, а самые большие празднества проходят в городах покрупнее», - сетует Владимир.