Примерное время чтения: 9 минут
1957

Умерла как девка, родилась как баба. Как в старину играли свадьбы

Екатерина Деревяшкина / АиФ

Белое платье, шикарный лимузин, дорогой ресторан  - это, конечно, красиво, но не по-нашему. Такое мнение иногда можно услышать от представителей старшего поколения. А как это «по-нашему», знают очень немногие.

В День малой Родины, который отмечался в Липецкой области 8 августа, участники фольклорного ансамбля «Вера» разыграли перед зрителями старинный свадебный обряд села Вешаловка, который несколько лет назад лёг в основу одноимённого фильма. Его, кстати, липчанам тоже показали. Героями фильма стали артисты ещё одного знаменитого фольклорного ансамбля «Воскресение» и сами жители деревни.

Замуж невтерпёж

Свадьбы в селе Вешаловка играли в строго определённые дни. В году их было всего четыре: 4 ноября (Казанская), 27 ноября (под заговенье), 19 января (Крещение) и Красная горка. Считалось, что парню лучше всего жениться в 19 лет, а девушке выходить замуж - в 17. После двадцати незамужних уже записывали в «сиделые» девки.

Было и ещё одно правило – сначала вступают в брак старшие, и только потом младшие, никто не осмеливался нарушать этот порядок. Жених и невеста часто даже не знали, что их сосватали - родители всё решали между собой. А пойти против их воли никому и в голову не приходило.

«Свадьба на селе была целое действо, которое продолжалось несколько дней, - говорит руководитель ансамбля Екатерина Григорьева. – Мы показали только маленький кусочек, в котором собрали несколько этапов свадебного обряда: это и проход по деревне, и девичник, и выкуп, и своды (в фильме о каждом из них рассказывается подробно). Но надеемся, даже за это короткое время зрителям удалось насладиться атмосферой праздника, почувствовать сопричастность к происходящему и удивиться мудрости народа, которая сквозит в каждой песне, в каждой речёвке».

Свадебный обряд традиционно начинался со сватовства. Свататься в дом девушки ходили близкие родственники жениха – отец, мать, братья, иногда крёстный. Сразу напрямую, зачем пришли, хозяевам никогда не рассказывали. Разговор начинали издалека, в иносказательной форме. Сваты сговаривались о приданом, назначали дату свадьбы и так называемого запоя. Запой, как отмечают авторы фильма, был особым этапом в вешаловском обряде. В этот день дома у невесты собиралась родня с обеих сторон, обязательно в одинаковом количестве, и обсуждала, как будет проходить свадьба.

От запоя до свадьбы

Фото: АиФ/ Екатерина Деревяшкина

После запоя начинали готовиться к свадьбе. Невеста вместе с подругами – «швеями» - садилась строчить одежду для будущего мужа. По обычаю, девушка должна была подготовить суженому «уголок» или, как говорили в народе, «хранцузский» платок, в который клали всё самое необходимое: нижнее белье, носки, носовые платки, рубашки, брюки и несколько разных полотенец.

День, предшествующий венчанию, в Вешаловке называли «под свадьбу». Тогда подруги невесты должны были оповестить всех жителей села о предстоящем празднике.

«Это сейчас, когда кортеж молодых подъезжает к месту, где будет праздноваться свадьба, все машины начинают громко сигналить, а раньше звонили в косу – стучали по ней деревянными палочками или железным прутом, - рассказывает Екатерина Григорьева. – Под такое музыкальное сопровождение подружки невесты шли по селу и пели или, как тогда говорили, играли свадебные частушки. И всем сразу было понятно - где-то намечается свадьба».

Тем временем братья, сёстры и сноха жениха собирались и вместе с дружкой, в роли которого чаще всего выступал крёстный молодого, шли в дом невесты «выкупать рубахи». Начинался импровизированный торг. Главное было не продешевить. Получив заветный «хранцузский» платок, родственники жениха с песнями и плясками возвращались обратно.

В фильме показывают, как жених садится с «узелком» за стол, под образа и, потянув за нитку, одной рукой начинает его разворачивать, а другой – креститься. Достав полотенце, обязательно вешает его на плечо матери, потом вынимает приготовленные для него невестой подарки.

Невеста и «круглик»

Наконец, наступал заветный день. Невеста плакала - прощалась с девичьей волей и родным домом. Затем, встав на колени на вывернутую мехом шубу, просила у родителей благословения.

После приходила крёстная мать – наряжать молодую к венцу. Прическу на свадьбу делали особую: волосы делили на две части – заднюю и переднюю. Переднюю завивали с помощью разогретых над керосиновой лампой железных спиц – это называлось «навивали кудри», а заднюю собирали в пучок. Локоны набрасывали на специальный валик, украшенный цветами, к нему же крепили фату – «дымку».

«Традиционные белые платья появились гораздо позже, а тогда свадебным нарядом невесты была «парочка» - юбка с кофтой, - продолжает Екатерина Григорьева. – Основным цветом был красный. Он был самым нарядным, праздничным. С возрастом в костюме женщины пропали краски, появлялось больше белого».

К приходу жениха наряжали не только невесту, но и так называемый «круглик» - обрядовое деревце, символизирующее нескончаемое движение по кругу, перерождение.

Выкупать «круглик» приходили дружка, крёстная мать и другие родственники жениха и, конечно, сам молодой. Швеи же всеми силами его охраняли и старались продать подороже.

Невесту тоже прятали в доме. После того, как выкупленный «круглик» забирала родня жениха, наставало время сводов. Крёстные и молодые одновременно кланялись друг другу в пояс, потом жениха и невесту подводили друг к другу и после скрепления союза поцелуем усаживали за стол. Им подносили два стакана с вином, но они из них не пили, только обменивались. Затем молодые ехали на венчание.

Зачем «горшки били»?

Фото: АиФ/ Екатерина Деревяшкина

Из церкви молодые ехали в дом невесты. Там их встречали родные, осыпали овсом. Родители держали хлеб, разрезанный на две равные части. Благословив молодожёнов, мать брала одну половинку хлеба, отец – вторую, жених с невестой проходили между ними, а родители им вслед соединяли две части в один каравай и ставили на свадебный стол, за который садились все, кроме швей. Они должны были по очереди обыгрывать песнями гостей.

Главным атрибутом свадебного пира была свиная голова. Её богато украшали и прямо целиком подавали к столу. Из других угощений были щи, студень, лапша с курятиной, блины. В самом конце праздничного застолья подавали «кашу-выгонялку», как бы намекая гостям на то, что пора расходиться.

Но гости не особо расстраивались, ведь свадьба на этом не заканчивалась. На следующий день с первыми петухами молодых приходила будить крёстная мать вместе с родителями  – эта традиция называлась «бить горшки». Их и били, в прямом смысле слова. Разбив горшок, гости бросали деньги, которые жених с невестой должны были собрать веником. Затем крёстная приступала к ещё одной важной традиции – наряжала невесту в бабий костюм. Волосы молодой заплетала в две косы и укладывала в своеобразные рожки.

Тем временем от невесты к жениху несли «приданку» – наряженную бусами и лентами курочку. Зайдя в дом, первым делом клали «приданку» под святые и смотрели: как она себя поведёт, такой и характер у снохи будет. Но и вторым днём торжества не заканчивались - все, кто гулял на свадьбе, ещё в течение года «позывали» молодых и их близкую родню в гости.

«У нас очень богатые фольклорные традиции, в том числе песенные – каждый этап свадебного обряда сопровождался песней, частушкой, - говорит Екатерина Григорьева. – В этих текстах заложен глубокий смысл, мудрость народа, его душа».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах