Примерное время чтения: 7 минут
399

Журналист Андрей Хворостов: «Не всё в этом мире измеряется в долларах»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ-Тамбов 28/05/2014

АиФ-Черноземье: – Андрей, ты побывал в Хорватии, Венеции, Египте, Греции, Турции, Камбодже и других странах. Но всё же куда тебе хотелось ещё раз вернуться?

А.Х.: – Если бы появилась такая возможность, то хотел бы ещё раз побывать в Иране. Конечно, это страна не является туристической Меккой, но я люблю культуру и историю древней Персии. Хотя, наверное, многим читателям покажется странной моя привязанность. Но когда я побывал в Иране, мне показалось, что лучше стал понимать Россию. Да–да, не удивляетесь. Даже есть общеизвестный факт, что русский этнос имеет общие с персами и другими ираноязычными народами индоевропейские корни. Иранские языки довольно близко родственны славянским. Например, древнеперсидское слово «брата» означает «брат», «двара» – «дверь», «бага» – «бог» и так далее.

В древности, согласно данным науки, ираноязычные народы населяли огромные пространства от Днепра до западных границ Китая и от Южного Урала почти до Индии. Эти степи в иранских священных книгах именуются «ариянам ваэджо» (или «эран вэж» в более позднем звучании).

Кстати, в древности ирано­язычные скифы и сарматы кочевали и по южной, степной части Тамбовской области. Здесь они оставили немало курганов. В северной же, лесной части жили финноязычные люди: мордва–мокша и их предки.

Кроме древнего общего пласта, у нас много и более поздних заимствований. «Ужасное» слово майдан (площадь) – происходит из Персии. В России давно в ходу и другие персидские слова: кафтан, шатёр, чертог, собака (именно в этой среднеперсидской форме), арбуз, шаровары...

Иранские женщины в основной массе красивы. У многих из них европейские черты лица, некоторые похожи на наших южно–донских казачек.

В Персии задолго до европейского рыцарства появился его аналог – саваран. Тяжеловооружённые конники со своим, зороастрийским кодексом чести. Кстати, первый рыцарский роман был написан в Иране. Этот факт документально засвидетельствован, хотя само произведение не сохранилось. «Рыцарь» – савар обязан быть образцом честности, отваги и благородства, служить шаху и державе. Ещё древние греки подметили, что персов с детских лет учат «скакать на коне и говорить правду».

У Достоевского в «Дневнике писателя» упомянут известный исторический факт: персидские аристократы добровольно бросались в пучину моря, чтобы облегчить корабль и спасти таким образом жизнь царя Ксеркса (486–465 гг. до н. э.). Хочется провести некую параллель. В России, когда солдаты шли в атаку, кричали: «За веру, царя и Отечество!» Это проявление настоящего рыцарства.

Персы трепетно относятся к поэзии. В Ширазе до сегодняшнего дня сохранились мавзолеи великих поэтов Саади, Хафиза Ширази и Хаджа Кермани. Это огромные величественные сооружения, которые посещают ежедневно толпы народа. Такое сейчас не увидишь ни в России, ни в Европе.

Самовар под вишней

– На бытовом уровне как можно ощутить близость наших культур?

– Прогуливаясь по Ширазу, я заметил, что иранцы любят пить чай из самовара. Да, не удивляйтесь – из самовара. Он завезён в Иран русскими купцами примерно 300 лет назад. Иранцы ставят самовар прямо в саду, под апельсиновыми деревьями, расположившись тут же, на ковре. Кстати, чай они пьют из «эстаканов». Это слово тоже заимствовано из русского языка.

– Страна дорогая?

– Вся поездка мне обошлась менее чем в 40 тысяч рублей, включая многочисленные покупки. Еда стоит довольно дорого, зато передвижение по стране дешёвое. Например, билет на самолёт от Тегерана до Шираза – это 900 км – стоит около 1 000 рублей. Это объясняется тем, что там «дармовой» бензин: Иран – нефтедобывающая страна.

Восхитило то, что, несмотря на экономические санкции со стороны США, люди здесь нормально живут, во всяком случае, я не видел на улице нищих.

Маленькая, но очень гордая

– Вот и Америка пугает нас санкциями в связи с событиями на Украине. Как ты думаешь, опыт Ирана для нас интересен?

– Думаю, да. Кстати, начиная с 1979 года США держат Иран под прицелом своих экономических санкций. Были установлены запреты на импорт иранской нефти, экспорт широкого ассортимента товаров от высокотехнологичного оборудования до лекарств, а также были заморожены валютные резервы этой страны. Парадоксально, но всеми своими санкциями против Ирана Вашингтон добился лишь того, что эта крупнейшая нефтедобывающая страна стала постепенно освобождаться от сырьевой ориентации экономики, стараться развивать машиностроение и высокие технологии. Например, национальный наноцентр существует там с начала восьмидесятых годов прошлого века. Иран старается освободиться и от нефтедолларовых пут. В этом году он заключил интересный договор с Россией. Мы поставляем иранцам товары, а они нам – нефть, которую мы продаём в Китай. Американцам это жутко не нравится. Так что можно найти выход из любой ситуации. Не всё в этом мире измеряется в долларах.

– В Тамбове чиновники не очень–то стремятся сохранить исторический колорит города. Как относятся к своему наследию иранцы?

– В этом смысле разочаровал Тегеран. Здесь уничтожили всю старую застройку, кроме дворца Голестан. А вот Шираз – жемчужина архитектуры. В этом городе сегодня даже многие современные дома возводят в стиле старых построек. Центр города Язд – «заповедник» древней глинобитной архитектуры, которая охраняется ЮНЕСКО. Некоторым домам здесь более полутора тысяч лет.

В Язде меня заинтересовала система кондиционирования домов – это древнеиранское изобретение. На домах можно увидеть бадгир (ветролов) – традиционный архитектурный элемент, служащий для вентиляции зданий и поддержания нормального температурного баланса в них. Бадгиры связаны с подземными каналами, которые проложены на глубине до 40 метров. С ними можно ознакомиться в Музее воды. По ним с гор текла талая вода в город, а вместе с ней и прохладный воздух. Этому изобретению более двух тысяч лет.

Есть чему поучиться

– Известно, что ты увлекаешься рыбалкой. Удалось порыбачить в других странах?

– Да, конечно. Это одна из причин моих путешествий. В Тамбове, к сожалению, негде закинуть удочку. Во–первых, вода в реках очень грязная. Во–вторых, в стране и области варварское отношение к природе. Бесконтрольная продажа сетей и электроудочек привела к тому, что в тамбовских водоёмах почти не осталось рыбы. Исчез жерех, трудно поймать судака, почти нет даже ершей. В Цне сегодня не найти раков. Ещё, правда, водятся щука, сом, лещ…

С браконьерами нужно бороться так же жёстко, как в Иране. Сегодня эта страна является основным поставщиком на мировой рынок чёрной икры. Как известно, основным местом её добычи (90% мирового промысла) является Каспийское море. Браконьерство, катастрофическая ситуация с экологией и плотины ГЭС, перегородившие доступ к местам нереста, привели к тому, что популяция дикого каспийского осетра в России сократилась в десятки раз. Иран, который граничит с Каспием, сумел сохранить этот промысел.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах