К сожалению, немногие жители нашего региона смогут ответить на вопрос, кто такой и чем прославился Пётр Можаров. О выдающемся советском инженере-изобретателе нам рассказывает известный тамбовский краевед и общественник Фёдор Фирсов. Именно он выступает с идеей открытия Петру Можарову музея и открытия памятника.
Музей в подъезде
– Фёдор, откуда у вас возник интерес именно к этому нашему земляку? Есть ведь в нашей истории и другие славные имена.
– Есть и другие. И их множество. Но для меня имя Можарова – это личная такая история. Дело в том, что я в детстве проживал в их фамильном доме-усадьбе (сегодня ул. Коммунальная, 36), затем на некоторое время его покинул, а несколько лет назад вновь сюда вернулся и открыл здесь частный «Музей в подъезде». Вместе с другими жильцами, насколько хватило средств, отремонтировал сам дом, привёл в порядок дворовую территорию. Меня тогда поддержали как своими голосами, так и личным участием более 1300 горожан. Мой музей и его двор уже служат площадкой для проведения различных краеведческих мероприятий, здесь репетирует спектакли наш самодеятельный театр, действует возрождённое «Общество любителей граммофона», основанное ещё в 1908 году и насчитывавшее тогда более ста человек. Здесь собираются на различные мастер-классы тамбовская детвора и взрослые, общаются исследователи подземного Тамбова и просто неравнодушные к своей истории тамбовчане. Во дворе я недавно установил и большой макет построенного Петром Можаровым аэроплана «Проба».
А связующим звеном всего этого как раз и служит имя выдающегося русского изобретателя и патриота Петра Владимировича Можарова. Я считаю, что отсутствие в нашем городе достойного памятника этому удивительному человеку есть величайшее упущение всех тамбовчан и всей нашей власти. Мы уже обсуждаем макет такого памятника с нашим знаменитым скульптором Виктором Остриковым. Хотим также разместить большой стрит-арт – рисунок с изображением Петра Можарова и его друга – домашнего волка Гришки, едущими на мотоцикле, на стене Дома быта «Русь».
– Вы хорошо изучили историю всего рода Можаровых и особенно биографию Петра Владимировича, общаешься с его правнучкой Викторией. Расскажите нам об этом человеке.
– Пётр Можаров родился в семье потомственных дворян 7 сентября 1888 года в селе Саюкино Кирсановского уезда Тамбовской губернии (сегодня Рассказовский округ). Любовь к технике ему с детства привил дядя – старший брат отца Иван Петрович Можаров, владевший четырьмя спиртзаводами и спичечной фабрикой. В его доме-усадьбе Пётр Можаров провёл многие годы. Дела у дяди шли хорошо, и, будучи богатым помещиком, он одним из первых в Тамбове купил автомобиль и катер с бензомотором.
После окончания церковно-приходской школы Можаров поступил в Тамбовское реальное училище (сегодня здание лицея №6), где упор делался на изучение математики, механики, физики, немецкого и французского языков. Во время обучения в училище Пётр Владимирович увлёкся фотографией и ездой на автомобиле и мотоцикле. В 1910 году Можаров отправился в Германию и поступил в Лейпцигский университет на теплотехнический факультет. Первым делом молодой студент приобрёл там себе мотоцикл и ездил на занятия только на нём. Он хорошо учится, занимается гиревой гимнастикой и классической борьбой. В 1914 году на «отлично» защищает Диплом и возвращается на родину. В этом же году он строит аэроплан «Проба» и совершает на нём полёты над Тамбовщиной, а в 1915 году поступает на работу на Тамбовский пороховой завод.
С приходом советской власти у Можаровых были отобраны и национализированы лесное хозяйство, спиртовые заводы, спичечная фабрика и личное имущество: барский дом и семейный транспорт – катер, самолёт и автомобиль. Брат и сестра Можарова уезжают за границу, но сам он слишком любит Тамбов и остаётся на родине.
В 1918 году пороховой завод стало покидать множество специалистов, и на Можарова обрушился большой фронт работ, с которым он успешно справился. Инженер занимается модернизацией производства, регистрирует несколько изобретений и мечтает о создании отечественной марки мотоцикла.
Даёшь отечественного «стального коня»!
– Это было его главной мечтой?
– Да, но на непрофильном заводе осуществить такую задумку невозможно, и в 1924 году Можаров с Тамбовского порохового завода увольняется и уезжает на Ижевский стальзавод. Рабочие устроили любимому начальнику торжественные проводы, ведь для многих он был образцом трудолюбия, сочувствия, удивительной доброты и участия.
На Ижстальзаводе Пётр Можаров также реконструирует производство, продолжает изобретать и гоняет по городу на приобретённом мотоцикле Stevens. Он зарегистрировал его под номером один и стал первым мотоциклистом в городе. Ижевцы его уважают, но считают странным мечтателем и большим чудаком. Чего стоит только попутчик Можарова в его мотоциклетных поездках – в коляске рядом с хозяином всегда сидит спасённый и прирученный им волк Гришка!
В 1927 году Пётр Владимирович предлагает организовать на базе завода производство отечественных мотоциклов. Он заявляет, что «...ни одна из западных машин не годна из-за русских дорог». Идея находит поддержку у московского начальства, и Можарова отправляют в командировку перенимать европейский опыт. Он побывал на 23 мотоциклетных заводах, среди которых были BMW, DKW, Neander, NSU, Zuendapp.
В апреле 1928 года на Ижстальзаводе была организована мотосекция, которая приступила к проектированию советского мотоцикла, и 17 сентября 1929 года из его ворот выехал первый мотоцикл Иж-1. Именно эту дату и принято считать днём рождения отечественных мотоциклов. На следующий день уже пять ижевских машин отправились во всесоюзный испытательный мотопробег по маршруту «Ижевск-Москва-Псков-Москва». Можарова переводят в Ленинград, где решено строить мотоциклетный завод, а затем в Москву. Красной Армии требуется тяжёлый мотоцикл, и изобретатель в короткий срок создаёт несколько таких моделей.
Планы руководства снова меняются, заводы строят в Ижевске и Подольске. Отечественная мотоциклетная промышленность набирает обороты, а её основателю Петру Можарову в виде поощрения предоставляют отпуск и выделяют путёвку в санаторий в Сочи. Как гром среди ясного неба 11 марта 1934 года прозвучало известие, что там выдающийся советский конструктор совершил самоубийство. Никто не мог поверить, что он сам наложил на себя руки – слишком много планов на жизнь было у этого человека, но обсуждать официальную версию тогда не решились.
Тайна роковой пули
– У вас есть версия его гибели?
– Есть только определённые мысли по поводу того трагического события. Официально считается, что в 30-е годы над Можаровым стали «сгущаться тучи» из-за его дворянского происхождения, учёбы и командировок в Германию, где его, якобы, могли завербовать, и он, чтобы спасти семью от возможных репрессий, находясь в состоянии духовного смятения, застрелился сам. На мой взгляд, эта версия не выдерживает никакой критики. Советская власть очень ценила талант и организаторские способности Петра Владимировича. Такими кадрами тогда дорожили, ведь на горизонте уже маячила большая война. Его нервозное состояние в те роковые дни скорее всего объясняется просто сильным физическим и умственным переутомлением. Опровергают версию самоубийства и результаты проведённой следствием баллистической экспертизы. Это было именно убийство! А что тогда послужило его причиной? Вразумительного ответа на этот, и многие другие вопросы той эпохи, нет. Возможно, что правду мы уже никогда не узнаем.
– Могила Петра Можарова в Сочи была утеряна?
– Да, считалось, что она была разрушена или включена в братскую могилу советских воинов во время Великой Отечественной войны, однако она обнаружена совершенно случайно в 2013 году. В 1989 году одна из улиц Ижевска переименована в улицу Можарова. А в 2018 году в Ижевске открыли и памятник Петру Можарову, приуроченный к 130-летию конструктора. Убеждён, что пора и нам вспомнить о том, что Пётр Можаров – наш земляк, подлинно тамбовский. Недаром он так крепко дружил с волком!