Художник Дмитрий Алексеенко родился в 1978 году в Николаевской области. В десятилетнем возрасте переехал в Тамбов, где с золотой медалью окончил художественное отделение училища. Своим главным учителем и наставником считает Заслуженного художника РФ Владимира Сизова.
В творчестве Дмитрия преобладают пейзажи, исполненные в классической, реалистической манере. Писать свои работы он любит только с натуры. Живописец работает на пленэрах во все времена года и в любую погоду.
Дмитрий Алексеенко – член Союза художников России, его картины экспонировались на многих международных, всероссийских и областных выставках. Работы мастера хранятся в Тамбовской областной картинной галерее, в Литературно-мемориальном музее С.Н. Сергеева-Ценского, в художественных салонах, частных галереях и коллекциях в России, США, Англии, Германии, Канады, Италии, Чехии, Китая, Вьетнама и других стран.
О «творческом беспорядке»
В мастерской художника по-домашнему чисто, светло и уютно. По стенам от пола и до потолка висят уже готовые картины и этюды, на полках стоят книги и сувениры. В центре – большой мольберт с ещё незаконченным полотном, мягкий диван, стулья и накрытый для гостей стол. В углу работает компьютер и стоит штатив с фотоаппаратом. Негромко звучит классическая музыка.
Корреспондент chr.aif.ru Альберт Зверев: Дмитрий, какая у вас необычная мастерская! У большинства ваших коллег на рабочем месте царит, мягко говоря, «творческий беспорядок»...
Дмитрий Алексеенко: А мне именно в такой атмосфере плодотворней и комфортней работается. Мастерская – это ведь действительно второй дом. И в этом доме должен быть порядок. Сюда же люди ко мне заходят – коллеги, заказчики, журналисты. Как же иначе?
– Писатель Юрий Олеша призывал собратьев по перу не проводить «Ни дня без строчки» (название его книги), а Анна Ахматова, напротив, говорила, что не стоит марать бумагу, пока не придёт вдохновение. Вы, как художник, придерживаетесь какого метода? И каким для успеха в профессии должно быть соотношение труда и таланта?
– Всё, конечно, очень индивидуально и кому-то действительно нужно, чтобы поймать творческое озарение, «долго сидеть в засаде». У меня не так. Я считаю, что трудиться необходимо много и ежедневно, постоянно поддерживать свою «спортивную» форму. Я именно так и стараюсь. Вдохновение для меня, безусловно, важно, но оно, как правило, само приходит в процессе работы. Для успеха в нашей профессии достаточно одного процента настоящего таланта, всё остальное труд. Но как раз этот один процент – это и есть зерно, а труд – это цветок, который из него произрастает. Если отсутствует зерно, то никак не вырастет и сам цветок! Элементарно «малевать» научиться можно и не имея таланта, только это будет «графоманство» в живописи.
Одно из моих главных правил – писать только «живую» природу. Пейзаж – это не домашний портрет или натюрморт. Довести его «до ума», добавить необходимые штрихи можно и в мастерской, но основную часть работы необходимо проделывать только стоя с природой «лицом к лицу». Только так! Невозможно реалистично передать на холсте, например, морозный день, находясь в тепле. Нужно этот мороз своей кожей чувствовать.
Художник должен писать именно с живой натуры, а не «высасывать картинки из пальца» и перерисовывать фоточки, сидя в мастерской. Так можно слепить «красиво и богато», но эмоций и правды в такой картине не будет. Меня этому учил ещё Владимир Владимирович Сизов. Он сам придавал натуре огромное значение, даже место на пленэре мог выбирать очень и очень долго – искал уникальный и единственный ракурс, свет, цвет, перспективу. Ловил и обдумывал само настроение и смысл выбранного места. Это всё очень важно. Мы с ним, помню, писали и в мороз – минус 25, и в жару под 40!
В природу влюблён, как в девушку
– Вы считаете Сизова своим главным наставником. Что сегодня о нём вспоминаете?
– Это был интереснейший человек! Открытый, доброжелательный и главное – настоящий профессионал и мастер живописи. Я многому у него научился. Но и он у меня кое-чему важному тоже! Это шутка! А дело было так: однажды поехали мы с ним ранней весной на этюды в лес. Снег по колено. Я задним колесом в яму и влетел – сели капитально. Ну кто толкать будет? Не он же – чай совсем не мальчик! Прошу его сесть за руль, а он категорически отказывается, говорит, что никогда не водил. Едва уговорил. С грехом пополам, но выбрались! Он потом друзьям очень красочно рассказывал, как лихо вырулил! Много всяких интересных приключений с ним пережили.
– Я знаю, что у вас вся семья рисует...
– Да. Жена тоже художник. Пишет в основном портреты и натюрморты. И дочка в художественной школе сейчас учится на дизайнера. А сын много рисовал в детстве, но профессию для жизни скорее всего выберет другую. Ему очень нравится математика и физика. Пусть сам решает, куда после школы дальше поступать. Я не буду ему советовать продолжить династию.
– Дмитрий, ваш главный жанр – пейзаж. Почему?
– Для меня пейзаж – это сама душа живописи и моя «первая и на всю жизнь любовь» в профессии. В природу я влюблён, как в девушку. Это самое прекрасное светлое и чистое, из всего, что есть на свете! Я не перестаю нашей природой восхищаться! А больше всего мне нравится писать осень и зимний лес – снег, небо, замёрзшую речку.
– Совсем недавно вы стали учиться играть на гитаре. Зачем художнику это нужно?
– Почему бы и нет? Я вообще очень люблю музыку. Особенно классическую. Часто работаю включив, например, Чайковского или Евгения Догу. А желание научиться играть самому идёт, вероятно, от моего деда – Луки Нечипоренко. Он был необыкновенно разносторонним человеком. Играл на скрипке, преподавал музыку, работал кузнецом, столяром, плотником, фотографом, пожарником, и даже парикмахером!
– А что значат для вас понятия успеха и признания? Внимание прессы, деньги, многолюдная публика на выставках? Я видел примечательную фотографию нашего нынешнего премьера Михаила Мишустина, который сидит на фоне вашей картины...
– Ну, сидит и сидит... Может ему так нравится. Нет, успех – это нечто другое, большее. Это, наверное, со временем только станет видно и понятно...
– Дмитрий, вы художник классической школы реализма. И вдруг, на одной из картин, я вижу гуляющих по тамбовскому лесу... амурских тигров!
– А что здесь такого?.. Красивые же животные! По-моему, они как раз весьма органично в нашем лесу смотрятся (смеётся). Дело в том, что я эту картину писал как раз в год тигра. Этим обстоятельством, возможно, и навеяло. Причём, заметь – и лес и тигры написаны именно в реалистической манере! Так что всё здесь именно в рамках жанра!
Подписывайтесь на наш Дзен-канал «АиФ-Черноземье»: следите за главными новостями Тамбова, Курска, Липецка и Орла.