Тамбов в эти дни наполнился музыкой XXXIV Рахманиновского фестиваля. Она звучит с разных площадок областного центра, в том числе из концертного зала Тамбовского музыкально-педагогического института, носящего имя великого музыканта. Там мы и побеседовали с Романом Бажилиным, ректором этого вуза.
Концертов хватает
- Роман Николаевич, вы много концертируете и проводите мастер-классы в России и за рубежом. Как думаете, Тамбов - музыкальный город?
- Это провокационный вопрос. По сути, нет людей немузыкальных, т. к. музыка окружает нас повсюду, начиная с сигнала вызова сотового телефона. Однако выбранные мелодии на этих сигналах у всех разные. Хочу заметить, у нас много разборчивых профессионалов, живущих «высокосортной» музыкой. Хватает и культурных событий, развивающих вкус. Но отмечу и другое. В Тамбове, где проживают примерно 285 тысяч человек, есть несколько достойных концертных площадок. Но, к сожалению, нередко приходится видеть полупустые залы. Приведу для сравнения латвийский городок Резекне, который посещал не один раз. Там всего лишь 20 тыс. населения, но зато огромный концертный зал, вмещающий полторы тысячи зрителей. И он зачастую бывает наполнен до отказа. Получается, что на концерт там приходит практически каждый тринадцатый житель. Чувствуете разницу?
- А что показывают наши Рахманиновские фестивали? Тянется туда народ или нужно что-то менять, пересматривать?
- В этом году программа фестиваля особенно насыщена. Бывает, людям даже непросто выбрать, куда пойти, т. к. в один день одновременно могут проходить сразу несколько интересных выступлений. Возможно, следовало бы отрегулировать какие-то чисто организационные вопросы со временем. Но кардинально менять концепцию фестиваля не надо, потому что он несёт серьёзные академические традиции.
На Рахманиновские фестивали приезжают сильнейшие музыканты, попасть на которых в крупных городах очень сложно. Поэтому, в Тамбове встречается и московская публика. Местные жители не всегда пользуются такой возможностью. За исключением, опять же, сформировавшегося круга музыкантов. Но где же остальные, считающие себя интеллигентами? Те же преподаватели вузов могли бы собственным примером «заражать» студентов. Думаю, что такую ответственность с себя снимать не нужно. Хотя, знаю педагогов, кто и сам постоянно ходит на концерты, и детей с родителями за собой «таскает». У таких учителей потом выше становятся и показатели в успеваемости.
Вода камень точит
- Мне кажется, что преувеличиваете. Думаете, можно «достучаться» до тех, кто совершенно далёк от высокого искусства?
- Можно. И тому масса примеров. Дело в том, что инвестиции в культуру не сразу дают свои результаты. Но вода, как говорится, камень точит. Возьмём «продвинутую» во многих отношениях Японию. Там на концерты приходят люди разных социальных прослоек. Но начинают «засевать» семена культуры с раннего детства. Так, в общеобразовательных школах детям бесплатно раздаются комплекты дисков с хорошей музыкой.
Интересна история развития известной на весь мир японской фирмы - производителя высокотехнологичной электроники. Когда её основатель только открыл компанию, с огорчением замечал, что в глазах у рабочих нет огонька, и производство не движется вверх. Он стал задумываться, как поменять ситуацию. И нашел ответ на примере своей дочери, у которой удалось решить проблемы с учёбой с помощью музыки. Он отдал её заниматься к известному педагогу-скрипачу Синити Судзуки, и мышление ребёнка полностью поменялось в лучшую сторону. Когда у девочки появились успехи, и самое главное - блеск в глазах, этот бизнесмен понял, что нужно делать, чтобы фирма шагнула вперёд. Но видя, что рабочих уже не исправить, он взялся за их детей. Специально открыл сад, где ребятишек обучали музыке. И уже подросшие дети, пришедшие на производство, смогли сделать компанию успешной и процветающей. Сейчас этот человек возглавляет центр по эстетическому воспитанию, где учатся уже тысячи детей его работников.
Кстати, у нас при вузе тоже есть свой центр раннего эстетического воспитания, где приобщаем к прекрасному с «малых ногтей».
Вольные художники
- О пользе музыкального образования можно говорить бесконечно. Но музыкантами становятся далеко не все. Кто-то не выбирает себе такую профессию, боясь, что потом возникнут проблемы с трудоустройством. Разве не так?
- Думаете, они приживутся? Да и найдутся ли такие энтузиасты, кто взвалит на себя это бремя?
- Даже среди молодых, уже зарекомендовавших себя музыкантов, есть такие, кто сможет «загореться» такой идеей. И частные школы приживутся. Более того, они могли бы здорово подстегнуть к развитию и государственные учреждения. Но вероятно, пока этого не происходит из-за того, что не хватает кадров в государственных учреждениях. И любой выпускник востребован. А если бы невозможно было устроиться на работу музыкантам, то у кого-то, может, и заиграли бы амбиции открыть свою частную школу.
И снова приведу в пример город Резекне в Латвии. Там есть государственная школа и есть частная, организованная Заной Лудборжи. Оплата в ней в 2 раза больше, однако зачисляют только на конкурсной основе. Со временем в ней смогли так себя зарекомендовать, что власть поняла: таким школам нужно помогать наравне с государственными. И её уже субсидируют.
Эстафетная палочка
- Роман Николаевич, вы - музыкант, который состоялся не только как исполнитель и композитор, но и как автор огромного количества методических разработок. Всё своё творчество вы посвящаете любимому инструменту - аккордеону. Откуда он взялся в вашей жизни? Меха растягивал кто-то в вашей семье?
- Нет, мои родители не были музыкантами. Но приняли мой выбор и помогали. Например, мама Раиса Сергеевна таскала тяжелый аккордеон на себе, пока я был еще неокрепшим пацанёнком. И терпеливо слушала все домашние упражнения Но уже мои сын и дочь переняли эстафетную палочку и тоже подружились с этим замечательным инструментом. Можно сказать, все свои методические «эксперименты» и проводил на собственных детях. Вообще, если родители хотят видеть своих чад счастливыми, они должны давать им не только пирожные…