Примерное время чтения: 7 минут
681

Вальсирующий аккордеон. Импровизация на тему музыкального образования

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-Тамбов 01/04/2015

Тамбов в эти дни наполнился музыкой XXXIV Рахманиновского фестиваля. Она звучит с разных площадок областного центра, в том числе из концертного зала Тамбовского музыкально-педагогического института, носящего имя великого музыканта. Там мы и побеседовали с Романом Бажилиным, ректором этого вуза.

Концертов хватает

- Роман Николаевич, вы много концертируете и проводите мастер-классы в России и за рубежом. Как думаете, Тамбов - музыкальный город?

- Это провокационный вопрос. По сути, нет людей немузыкальных, т. к. музыка окружает нас повсюду, начиная с сигнала вызова сотового телефона. Однако выбранные мелодии на этих сигналах у всех разные. Хочу заметить, у нас много разборчивых профессионалов, живущих «высокосортной» музыкой. Хватает и культурных событий, развивающих вкус. Но отмечу и другое. В Тамбове, где проживают примерно 285 тысяч человек, есть несколько достойных концертных площадок. Но, к сожалению, нередко приходится видеть полупустые залы. Приведу для сравнения латвийский городок Резекне, который посещал не один раз. Там всего лишь 20 тыс. населения, но зато огромный концертный зал, вмещающий полторы тысячи зрителей. И он зачастую бывает наполнен до отказа. Получается, что на концерт там приходит практически каждый тринадцатый житель. Чувствуете разницу?

- А что показывают наши Рахманиновские фестивали? Тянется туда народ или нужно что-то менять, пересматривать?

- В этом году программа фестиваля особенно насыщена. Бывает, людям даже непросто выбрать, куда пойти, т. к. в один день одновременно могут проходить сразу несколько интересных выступлений. Возможно, следовало бы отрегулировать какие-то чисто организационные вопросы со временем. Но кардинально менять концепцию фестиваля не надо, потому что он несёт серьёзные академические традиции.

На Рахманиновские фестивали приезжают сильнейшие музыканты, попасть на которых в крупных городах очень сложно. Поэтому, в Тамбове встречается и московская публика. Местные жители не всегда пользуются такой возможностью. За исключением, опять же, сформировавшегося круга музыкантов. Но где же остальные, считающие себя интеллигентами? Те же преподаватели вузов могли бы собственным примером «заражать» студентов. Думаю, что такую ответственность с себя снимать не нужно. Хотя, знаю педагогов, кто и сам постоянно ходит на концерты, и детей с родителями за собой «таскает». У таких учителей потом выше становятся и показатели в успеваемости.

Вода камень точит

- Мне кажется, что преувеличиваете. Думаете, можно «достучаться» до тех, кто совершенно далёк от высокого искусства?

- Можно. И тому масса примеров. Дело в том, что инвестиции в культуру не сразу дают свои результаты. Но вода, как говорится, камень точит. Возьмём «продвинутую» во многих отношениях Японию. Там на концерты приходят люди разных социальных прослоек. Но начинают «засевать» семена культуры с раннего детства. Так, в общеобразовательных школах детям бесплатно раздаются комплекты дисков с хорошей музыкой.

Интересна история развития известной на весь мир японской фирмы - производителя высокотехнологичной электроники. Когда её основатель только открыл компанию, с огорчением замечал, что в глазах у рабочих нет огонька, и производство не движется вверх. Он стал задумываться, как поменять ситуацию. И нашел ответ на примере своей дочери, у которой удалось решить проблемы с учёбой с помощью музыки. Он отдал её заниматься к известному педагогу-скрипачу Синити Судзуки, и мышление ребёнка полностью поменялось в лучшую сторону. Когда у девочки появились успехи, и самое главное - блеск в глазах, этот бизнесмен понял, что нужно делать, чтобы фирма шагнула вперёд. Но видя, что рабочих уже не исправить, он взялся за их детей. Специально открыл сад, где ребятишек обучали музыке. И уже подросшие дети, пришедшие на производство, смогли сделать компанию успешной и процветающей. Сейчас этот человек возглавляет центр по эстетическому воспитанию, где учатся уже тысячи детей его работников.

Кстати, у нас при вузе тоже есть свой центр раннего эстетического воспитания, где приобщаем к прекрасному с «малых ногтей».

Вольные художники

- О пользе музыкального образования можно говорить бесконечно. Но музыкантами становятся далеко не все. Кто-то не выбирает себе такую профессию, боясь, что потом возникнут проблемы с трудоустройством. Разве не так?

досье
Роман Бажилин. Родился в 1962 году в Тамбове. В 1981 окончил Тамбовское музыкальное училище им. С. В. Рахманинова, в 1986-м - Ростовский музыкально-педагогический институт. В 1998-м - с отличием ассистентуру-стажировку Ростовской консерватории. С 1985-го преподает в родном музучилище (ныне ТГМПИ им. С. В. Рахманинова). С 2010-го - зав. кафедрой народных инструментов. С 2012-го - ректор. Руководит ансамблем русских народных инструментов «Серпантин». Заслуженный артист Р Ф, кандидат педагогических наук, профессор. Лауреат международных конкурсов.
- Скажу за наших выпускников: 100 % их устраиваются по специальности, в том числе, в школах искусств, детских садах и других учебных заведениях. Это наш вклад в развитие музыкального образования области. Времена стали меняться в лучшую сторону. Более того, 60% ребят, будучи студентами, работают в профессиональных коллективах. Кто хочет работать, тот работает. Проректор академии Гнесиных Дина Кирнарская, выступавшая у нас на днях науки, говорила, что загвоздок с трудоустройством музыкантов нет не только в России, но и во всём мире. Проблема в том, что сегодня в Европе люди не хотят работать постоянно на одном месте. Как правило, превращаются в неких свободных художников, при этом отлично зарабатывая. В России тоже появляется что-то подобное. Но получается это у людей, готовых трудиться в полную силу, а не плакать, что им что-то недодают. Сейчас зарплаты в сфере культуры на Тамбовщине подняли. А если кому-то мало, применяйте свои знания. Поле непаханое. К примеру, у нас нет ни одной частной музыкальной школы.

- Думаете, они приживутся? Да и найдутся ли такие энтузиасты, кто взвалит на себя это бремя?

- Даже среди молодых, уже зарекомендовавших себя музыкантов, есть такие, кто сможет «загореться» такой идеей. И частные школы приживутся. Более того, они могли бы здорово подстегнуть к развитию и государственные учреждения. Но вероятно, пока этого не происходит из-за того, что не хватает кадров в государственных учреждениях. И любой выпускник востребован. А если бы невозможно было устроиться на работу музыкантам, то у кого-то, может, и заиграли бы амбиции открыть свою частную школу.

И снова приведу в пример город Резекне в Латвии. Там есть государственная школа и есть частная, организованная Заной Лудборжи. Оплата в ней в 2 раза больше, однако зачисляют только на конкурсной основе. Со временем в ней смогли так себя зарекомендовать, что власть поняла: таким школам нужно помогать наравне с государственными. И её уже субсидируют.

Эстафетная палочка

- Роман Николаевич, вы - музыкант, который состоялся не только как исполнитель и композитор, но и как автор огромного количества методических разработок. Всё своё творчество вы посвящаете любимому инструменту - аккордеону. Откуда он взялся в вашей жизни? Меха растягивал кто-то в вашей семье?

- Нет, мои родители не были музыкантами. Но приняли мой выбор и помогали. Например, мама Раиса Сергеевна таскала тяжелый аккордеон на себе, пока я был еще неокрепшим пацанёнком. И терпеливо слушала все домашние упражнения Но уже мои сын и дочь переняли эстафетную палочку и тоже подружились с этим замечательным инструментом. Можно сказать, все свои методические «эксперименты» и проводил на собственных детях. Вообще, если родители хотят видеть своих чад счастливыми, они должны давать им не только пирожные…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах