377

Человек созидающий. Строительство мостов стало судьбой для Геннадия Дюжева

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Тамбов 28/11/2018
«Строить мосты, работать честно, ценить людей», - жизненный девиз Геннадия Дюжева и его завещание ученикам.
«Строить мосты, работать честно, ценить людей», - жизненный девиз Геннадия Дюжева и его завещание ученикам. Предоставлено рекламодателем.

Человечность — это одно из самых важных и в то же время сложных понятий. Ему невозможно дать однозначное определение, ведь проявляется оно в самых разных качествах. Это и стремление к справедливости, и честность, и уважение. Тот, кого можно назвать человечным, способен заботиться о других, помогать, дать совет, а то и путёвку в жизнь.

Всё это можно с уверенностью отнести к душевным качествам Геннадия Дюжева. К сожалению, в сентябре этот человек покинул наш мир, но навсегда остался в памяти родных, друзей и учеников, которые сегодня трудятся, возводят мосты по всей стране.

Учитель с большой буквы

Память о человеке живёт вечно не только в сердцах потомков, но и в том деле, которому он посвятил себя. Для Геннадия Васильевича делом жизни стало возведение мостов. Сегодня, проезжая по путепроводам на Астраханской, Октябрьской, Лермонтовской и по мосту на дороге Тамбов — Рассказово, мы редко задумываемся — кто их создал, благодаря чьим умениям и талантам они и сегодня остаются крепкими, надёжными и удобными для нас. А ведь появились они трудами Геннадия Дюжева.

Сегодня в нашем городе его дело продолжает ученик — генеральный директор ООО «Мостострой», депутат Тамбовской областной Думы Алексей Кочетков. Именно Алексей Викторович позвонил к нам в редакцию и попросил написать об этом замечательном человеке. Чтобы вспомнили. И чтобы помнили всегда.

«Для меня Геннадий Васильевич всегда был и остаётся примером во всём! — подчёркивает он. — Его отличали профессионализм, доброжелательность, умение дать совет, помочь. И сегодня, когда возникает непростая ситуация и мне как руководителю нужно найти одно-единственное и правильное решение, я всегда вспоминаю советы учителя, как работал и поступал он. И это мне всегда помогает».

Открытие новых мостов, путепроводов всегда было волнительным событием для их создателя.

Открытие новых мостов, путепроводов всегда было волнительным событием для их создателя. Фото: Предоставлено рекламодателем.

Ученики Дюжева трудятся по всей стране. Они строят мосты в центральной России, в том числе и в столичном регионе, а также в Сибири и на окраинах государства. Кстати, и без преувеличения грандиозный, уникальный проект Крымского моста, его воплощение — тоже дело рук его учеников.

Но путь человека к успеху никогда не бывает простым, лишённым терний. Так кем же был Геннадий Васильевич? Об этом нам рассказал его сын Дмитрий.

Из простой крестьянской семьи

кстати
Мост на выезде в Тамбов со стороны Рассказова - особая страница в биографии Геннадия Дюжева. Достаточно сказать, что это был его первый объект на новом месте работы. Тогда впервые на Тамбовщине был применён свайный метод возведения мостовых опор. Затем были построены бетонный завод, арматурный и столярные цеха, административный корпус и котельная, протянуты подъездные железнодорожные пути, появилась заправочная станция. Появился конференц-зал, спортзал, библиотека и многое другое. Так, на пустыре окраины Тамбова появился индустриальный микрорайон. Особую заботу руководитель проявил о сотрудниках: все нуждающиеся в жилье мостростроевцы получили квартиры.

Сохранить память об отце — святая задача для потомков. Дмитрий Дюжев пришёл в нашу редакцию с подборкой фотографий, публикаций прошлых лет, которые проливают свет на судьбу отца, и собственными воспоминаниями:

«Мой папа был из простой крестьянской семьи. Он родился в 1931 году в саратовской глубинке — в селе Сулак. Местечко это находится далеко от областного центра. Его отец, мой дедушка Василий Гаврилович, был пастухом, бабушка Прасковья Николаевна тоже всю жизнь работала в колхозе. С детства они привили детям любовь к труду и уважение к человеку. Ведь эти качества не зависят от образованности. Народ из века в век хранил и передавал правила жизни, нравственность, эти знания идут от корней, и папа унаследовал их, а затем передал и нам».

До войны детство Геннадия Васильевича было беззаботным. Он рос, купался в речке Иргиз. Вода в ней была кристально чистой — её можно было пить из ладоней. Но потом началось время испытаний — война. Отца забрали на фронт, и юный Геннадий со сверстниками остался единственной мужской силой, подпорой. С первых и до последних дней войны он трудился в колхозе. Отец вернулся домой только в 1946 году, испытав все тяготы сражений и плена.

Потом он рассказывал сыну, что научился и сеять, и пахать, и убирать урожай. Как взрослый, будущий мостостроитель носил тяжёлые мешки. В тех местах, где он жил, в годы войны формировались воинские эшелоны для главной битвы под Сталинградом. Железная дорога проходила прямо через колхозные поля, и мальчик провожал их взглядом. Ему, несмотря на малые годы, тоже хотелось сражаться. И труд на земле он воспринимал как долг, как свой вклад в будущую Победу.

«Именно война стала причиной тому, что папа не смог получить полноценного образования. Школу в Сулаке закрыли. С утра до вечера он трудился, как взрослый, и только после уборки урожая появлялись редкие минуты, чтобы учиться читать и считать, — вспоминает сын. — Но и потом, уже став руководителем, он постоянно продолжал учиться, на его столе всегда были учебники, в том числе и по русскому языку. Он до последних дней стремился к знаниям, будто хотел наверстать и получить всё то, что отняла война. Лихолетье навсегда оставило след в его душе».

После он поступил в Саратовское железнодорожное училище. Работал кузнецом на вагоноремонтном заводе в городе Энгельс. Так с ранних лет он познал труд и жнеца, и кузнеца. Затем была служба в Советской армии — целых четыре года. Геннадий Дюжев служил в авиации. Сначала попал на самый южный военный аэродром в Марах, после, пройдя курсы в Балашовском лётном училище и получив специальность стрелка-радиста, служил в Литве. Служил он на бомбардировщике Ил-28, в общей сложности в воздухе проведя больше тысячи часов. После окончания службы ему предложили связать жизнь с авиацией, но Геннадий Васильевич выбрал другой путь. Он поступил в Саратовский техникум Министерства транспортного строительства на факультет «Мосты и искусственные сооружения».

Стройки века

«Ещё во время учёбы он познакомился с моей мамой — Антониной Петровной, она училась в мединституте, — вспоминает Дмитрий Дюжев. — Скоро они поженились, родился я. Вы знаете, у компании «Мостострой» есть девиз: «Мы строим мосты, соединяя судьбы». Это правильные слова, думаю, они всецело относятся к моему отцу. Именно желание учиться мостостроению соединило судьбы моих родителей, благодаря этому и я появился на свет. После учёбы папа работал на Воронежском мостозаводе, а затем получил распределение в Сибирь, где полным ходом шли масштабные советские стройки».

Путепроводы, построенные в Тамбове, - вечная и добрая память  о человеке, чьими трудами они созданы.

Путепроводы, построенные в Тамбове, - вечная и добрая память о человеке, чьими трудами они созданы. Фото: Предоставлено рекламодателем.

Молодая семья попала в Новокузнецк, где шли работы по строительству Западно-Сибирского металлургического комбината. Он участвовал в возведении моста через реку Томь. Начинал Геннадий Дюжев прорабом, потом быстро стал старшим прорабом. Видя трудоспособность, преданность делу, руководство назначило его начальником участка мостопоезда. В его подчинении было около трёх тысяч человек. Тогда техники было ещё не так много, как при современном строительстве. Так что это было время, когда люди, не жалея сил и здоровья, собственными руками строили будущее. В Сибири он проработал до 1965 года, получив большой опыт в мостостроении. В Новокузнецке родился второй сын — Олег.

«Моя мама родом из Тамбова, и её всегда тянуло на родину, — вспоминает Дмитрий Дюжев. — Поэтому, как только появилась возможность, мы переехали сюда. Климат здесь хороший, да и рабочие руки всегда требовались».

Это время было эпохой масштабных строек и для нашей области. Геннадия Дюжева, учитывая его знания, сразу назначили начальником тамбовского участка мостоотряда № 475, он располагался в Моршанске. Тогда стали возводить железобетонные мосты и в областном центре. Их Геннадий Васильевич проектировал сам. В 1969 году он стал начальником «Мостоотряда № 79». Время его руководства стало настоящей вехой в истории. Тогда были построены путепроводы, в том числе и на Антонова-Овсеенко (ныне Астраханская). За эту работу он был удостоен звания Заслуженного строителя РСФСР.

Были и другие стройки. Один из участков мостоотряда находился в Ижевске. Там сдали в эксплуатацию путепровод «Ижмаш», построили два больших подземных перехода. Кстати, и идея построить подземный переход в районе универмага в Тамбове также принадлежала Геннадию Дюжеву. Она прошла много терний, прежде чем была реализована. И ему принадлежит идея создания перехода у памятника Ленину, которая пока не реализована, но за ней — будущее.

Мостоотряд хорошо потрудился в Московской области. На месте пустыря создали большую производственную базу, сданы многоквартирные дома, возведены  мосты через реки Ока и Москва-река.

Фото: Предоставлено рекламодателем.

Развал Советского Союза Геннадий Васильевич воспринял тяжело, ведь он никогда не менял убеждений. В одном из интервью он с горечью признавался: «Если бы сегодня можно было поднять из могил павших в годы войны за свою Родину бойцов, то они, я думаю, не простили бы нам то, что мы сделали со своей страной». Он был патриотом, и горечь развала девяностых годов прошлого века принимал как личную драму. И при этом никогда не терял оптимизма, не опускал рук, продолжая трудиться. Организацию, которую он возглавлял, с приходом рыночных отношений приватизировали, но и в новых условиях руководитель сберёг производство. А главное, сохранил первейший из всех принципов в работе — качество.

«Папа не раз повторял, что мост отличается от дороги так же, как самолёт от автомобиля. Если на дороге случилась авария, можно остановиться и устранить поломку. Над землёй, в воздухе  этого не сделать, — вспоминает сын. — Поэтому никаких форс-мажоров на мостах быть не может. А значит, любая деталь моста важна, от труда каждого строителя, от качества материала зависят жизни людей».

В новой России Геннадий Васильевич руководил «Мостоотрядом», который входил в крупную организацию «Мостотрест», до 2002 года. Затем он ещё два года трудился, но уже как специалист, давал ценные советы работникам. В 2004 году вышел на пенсию. Помимо «Заслуженного строителя РСФСР» он был также награждён званием «Почётный транспортный строитель». Геннадий Дюжев был отмечен высокими государственными наградами — орденами Дружбы народов и «Знак почёта», Золотой медалью ВДНХ.

«Орден Дружбы народов особенно редкий, — признаётся сын. — Их было выдано всего несколько тысяч штук».

Работать честно

Родные, друзья и ученики сегодня вспоминают не только профессиональные, но и человеческие качества Геннадия Васильевича.

«Он никогда, ни минуты не жалел себя, по-настоящему жил работой, горел ей, — говорит Дмитрий Дюжев. — Когда я был маленьким, он часто уезжал на несколько недель в командировки, возвращался довольным, но сильно уставшим. Как следствие, у папы ещё в молодые годы был инфаркт, всю жизнь он страдал от болезни сердца. Но это никогда не обсуждал, не показывал. Он не любил слабости, и тем более не допускал саможалости».

Коллеги воспоминают Геннадия Васильевича как доброжелательного, но требовательного руководителя. Он заботился о каждом в коллективе, для него не было чужих проблем и тем более бед. Сегодня такие начальники, к сожалению, уже становятся редкостью.

«Мне он всегда говорил — работай честно, — говорит сын. — А если видел, что я ошибался, советовал: «Давай, начинай думать своей головой!»

В Тамбовской, Московской, Белгородской, Пензенской, Саратовской, Воронежской областях, в Сибири Геннадий Васильевич за свою долгую жизнь построил 200 мостовых сооружений. Они навсегда останутся памятниками ему. Жаль, что сегодня не принято устанавливать на таких конструкциях мемориальных табличек, которые рассказали бы о людях, их создавших. Это было бы справедливо. Поэтому сегодня как никогда важно вспоминать о таких людях, как Геннадий Васильевич Дюжев. Ведь они, работники советских строек, создатели нашего сегодняшнего благополучия, — самые достойные примеры для подражания.

«Я всё же думаю, что после жизненного пути человек не уходит. Не уходит до конца, — говорит руководитель компании «Мостострой» Алексей Кочетков. — Есть люди, над которыми смерть бессильна. Кем был Геннадий Дюжев? Простым парнем из сельской глубинки. Без связей и чьей-то опеки он прошёл достойную дорогу, оставляя после себя мосты. Говорят, иногда люди сжигают за собой мосты, не могут решить проблемы, становятся одинокими, покинутыми. А он их всегда строил! Строил во всех смыслах — и соединяя берега, и соединяя отношения с людьми.  И сегодня, помня о нём, его опыте и знаниях, мы смело идём дальше дорогой, которую он наметил нам, ученикам и потомкам. «Мы строим мосты, соединяя судьбы», — это девиз, вечный для нас».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах