«Тамбов утопал в зелени»
Владимир Ермаков, «АиФ-Черноземье»: Марина, вы получали образование и в Тамбов, и в Москве?
Марина Климкова: Да, я родилась в Саратове. С двенадцати лет до сегодняшнего времени, с перерывом в шесть лет, живу в Тамбове. Принадлежу в своей семье к третьему поколению, получившему высшее образование. Мои дед и отец были инженерами, мама — инженер. Поэтому нет ничего удивительного, что после школы сначала выбрала техническую профессию, окончив Тамбовский институт химического машиностроения. Недолго работала в конструкторском бюро, потом снова поступила в вуз и опять на очное отделение — в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. Окончила факультет искусствоведения с «красным» дипломом. Если технический вуз научил системному и логическому мышлению, то гуманитарный заставил по-другому посмотреть на себя, на людей, на мир.
— Ваши старые впечатления о Тамбове? Каким он запомнился?
— Тамбов 1970-1980-х годов остался в моей памяти городом, утопающим в зелени. На центральных улицах росло много высоких, раскидистых деревьев, дающих летом густую тень. Помню, что повсюду цвела сирень. Я жила в доме на улице Бориса Федорова, на берегу Студенца около Державинского моста. Весной в зарослях у реки всю ночь напролёт пели соловьи. Сегодня, к сожалению, ничего этого уже нет — человек истребляет последние уголки природы, обрекая себя на жизнь среди бетона и машин.
Битва за Студенец
— Как вы пришли к общественной деятельности по сохранению памятников истории и культуры?
— Шесть лет я работала в государственной системе охраны памятников, поэтому, наверное, привыкла этим заниматься. Попав под сокращение, данное занятие не оставила, тем более, что оно соответствует моей профессии искусствоведа — историка и теоретика архитектуры, скульптуры, живописи и графики.
— Чего особенно жалко, каких утраченных зданий?
— Сожалею об утрате городской усадьбы Михаила Боратынского на улице Мичуринской, которую снесли в 2010 году, о домах мастеровых на улице Пролетарской, уничтоженных в 2015 году. Сегодня жаль терять градоформирующий объект исторического центра — здание комиссинерства-интендантства на берегу Студенца (Советская, 107), которое в прошлом месяце пытались снести и так спешили, что даже не разработали и не согласовали проект демонтажа капитальной постройки.
Иногда градозащитников обвиняют в том, в чём они не виноваты. К примеру, говорят, что будто бы они выступают за сохранение всех старых зданий. Это неправда. Все понимают, что на Земле ничто не вечно, что всё когда-то приходит в ветхость и разрушается. Другое дело, что среди старых зданий могут быть ценные объекты с точки зрения архитектуры или истории, которые необходимо сохранять для поддержания преемственности культуры и самобытности лица Тамбова. В связи с этим важным является и другой вопрос: что и в каких формах строить на месте снесённых домов?
— Ваша долгая борьба за реку Студенец и всё, что её окружает — расскажите про это.
— На Студенце ныне возникло своего рода «дикое поле» (когда-то так называли место, где в 1636 году был основан город-крепость Тамбов) — пространство хаоса, где, вопреки законам, уничтожили часть малой реки, застраивают Державинский мост, а рядом разрушают один из самых старых домов Тамбова. Всё происходит вопреки судебному определению от 5 февраля 2015 года о демонтаже коллектора, в который поместили часть реки, и остановке работ в охранной зоне моста-памятника. Несмотря на то, что судебному определению скоро исполнится два года, зоны охраны не утверждены, хотя были разработаны ещё в прошлом году, а судебные приставы сообщают в суде, что никаких строительных работ не наблюдают. Вопреки наличию защитной зоны, они просили приостановить действие судебного определения. Суд пошел им навстречу. Горожане видят, что происходит, и доверие к госструктурам и судебной власти падает.
Снизилась общая культура
— Что сегодня вас волнует? Какие проблемы города?
— Тамбов теряет лицо, изменяясь не в лучшую сторону. По внешнему виду он превращается из города в посёлок городского типа. К сожалению, многие этого не понимают, потому что снизилась общая культура. Всего 30 лет назад трудно было представить ситуацию, когда широкой аудитории надо было бы объяснять, зачем сохранять культурное наследие. Ответ был очевиден: для сохранения идентичности, единства народа и страны. Сегодня же наследие порой воспринимается ветхостью, балластом. И после этого мы обижаемся, что нас называют «Иванами, не помнящими родства»! Кстати, последнее выражение возникло среди беглых каторжан, которые пытались скрыть своё имя, назывались распространённым — Иваном, а на вопрос о родстве отвечали: «Не помню». Отказываясь от сохранения наследия, мы уподобляемся беглым каторжанам — несвободным людям, которые вынуждены скрывать своё происхождение, свою исконную культуру.
— Что может сделать общественность в борьбе с чиновниками, нарушающими закон?
— Есть федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», по которому общественность может и должна контролировать госорганы власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Если говорить о сохранении наследия, то ныне акты государственных историко-культурных экспертиз публикуются для общественного обсуждения, поэтому каждый человек, в той или иной степени, может влиять на процесс. Сегодня, часто в нарушение Правил землепользования и застройки, которые обязывают предварительно разработать для памятников зоны охраны, городские территории отданы частному бизнесу под развитие. Ранее застройщики что хотели, то и строили, но 3 октября 2016 года введены в действие 100-метровые защитные зоны, запрещающие строительство до утверждения зон охраны памятников. Закон обязывает выявить на участках все здания, несущие признаки объектов наследия, чтобы памятники, уже стоящие в реестре, сохранялись в исторической среде. Обо всех нарушениях граждане могут сообщать в госорган, прокуратуру или в суд. Например, Державинский мост был поставлен на охрану благодаря градозащитникам, организовавшим проведение государственной экспертизы. Зоны охраны моста, по письму общественности, прокуратура через суд обязала разработать управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области.
— Над чем работаете, что пишете?
— Занимаюсь двумя издательскими проектами. Один из них — серия книг «Тамбовская губерния на дореволюционных открытках», основанная на материалах частной коллекции. Осенью вышел первый том серии — «Тамбов и окрестности». Сейчас готовятся к изданию следующие книги, рассказывающие через открытки обо всех уездных городах губернии: Козлове, Моршанске, Кирсанове, Шацке, Липецке, Лебедяни, Борисоглебске и других.
Второй проект посвящён истории электрификации города. Его финансирует АО «Объединённые региональные электрические сети — Тамбов». К 22 декабря, ко дню энергетика, из печати выходит буклет, основанный на уникальных архивных материалах. Он является начальным этапом работы над книгой.