Молоко или мозаика?
– Антон, почему на наших ярмарках мастеров много зрителей, но почти нет покупателей?
– В нашем регионе у среднего класса очень низкая покупательная способность, чтобы массово позволять себе вещи для души. Поэтому людии приходят просто посмотреть. А более обеспеченные граждане не доверяют местному производителю: «Я лучше съезжу в Москву», – говорят они.Тем временем столичные туристы в восторге от наших работ и цен. На тамошних ярмарках сплошь и рядом дешёвые аналоги в десятки раз дороже.
– А может быть, тамбовчане просто равнодушны к прекрасному?
– Вовсе нет. Интерес есть: люди на арт–базарах долго рассматривают изделия, спрашивают, как изготовил. Но когда узнают цену, которую я и так занизил донельзя, говорят что–то вроде «я лучше детям куплю молока». На Покровскую ярмарку в прошлом году все вообще бежали только за едой. На второй день многие мастера торговать не вышли. Благо, мы в честь праздника хотя бы не оплачивали торговые места.
Искусство –не бизнес
– Щадящие условия – два дня в год. А какова средняя сумма аренды?
– На арт–базаре – 500 руб. за один день (вообразите, только один день в году – это крайне недостаточно!) В торговых центрах, которые организуют акции по продаже изделий ручной работы, – от 350 до 500 руб. Однако это сезонный, негарантированный заработок. Без оформления статуса индивидуального предпринимателя это единственный путь, потому что администрация торгового центра берёт все организационные вопросы на себя, а мы выступаем в качестве участников акции.
– А оформить ИП – ещё более разорительное мероприятие?
– Да: налоги, взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, та же самая аренда. Взамен, я считаю, один только плюс – возможность самому выбрать удобный вариант торгового места. Но и здесь есть нюанс: пенсионное законодательство меняется часто, предпринимателей об этом оповещают не всегда вовремя. Попасть под многотысячный штраф может любой начинающий бизнесмен.
– Неужели нет никакой возможности добиться продаж? Та же самая торговля в интернете?
– Там можно получить очень много «лайков», засветиться, как говорят. Но. Когда ты презентуешь свой товар как «эксклюзивный», «авторский», «сделанный вручную» и выставляешь соответствующую цену, люди боятся покупать его с доставкой. Например, среди моих изделий есть довольно крупные вещи, изготовленные на дорогостоящей основе, цена от 3 500 руб. – за эти деньги никому не нужен кот в мешке: люди хотят потрогать товар, рассмотреть его поближе.
Без права выбора
– Но ведь вы делаете и более утилитарные вещи по невысоким ценам.
– Да, рамки для фотографий, кашпо, вазочки, стаканчики и так далее. К сожалению, вскоре придётся свести производство только к этим предметам – на них есть хоть какой–то спрос. За годы работы сформировалась небольшая база покупателей, которые приобретают эту мелочь для сувениров. А чаще всего раздариваю изделия близким.
– Тамбовский покупатель небогат и незаинтересован. Зачем тогда городу вообще аллеи мастеров?
– Пусть покупательная способность на товар от 500 руб. и выше у большинства тамбовчан невысока, но за более дешёвыми изделиями люди всё равно регулярно ходят в сувенирные магазины, ищут уникальные подарки на дни рождения, приобретают милые вещицы в коллекции. А то, что лежит на магазинных полках, оригинальностью не блещет. Считаю эту ситуацию несправедливой по отношению и к покупателю, и к производителю: мы создаём свои изделия на профессиональном уровне, со знанием технологии, отвечаем за качество; в соседних городах покупатели имеют право выбрать уникальную ручную работу из нормального ассортимента, а у нас – нет. А потом мы с пеной у рта доказываем, как важно развивать культуру и туризм в регионе.
– Но если местные умельцы так редко выставляют свои товары, как туристы и жители города вас найдут?
– Никак. Люди должны точно знать, где торгуют народные умельцы. На арт–базаре один «зритель» сказал: «Меня заинтересовало ваше творчество, но сейчас денег нет, оставьте свой номер телефона». Положим, он позвонит. А может – и забудет. Но стань такая аллея мастеров неотъемлемой частью Тамбова, она постепенно привлечёт всё больше горожан, туристов. Они всегда будут знать, куда именно вернуться завтра, когда появятся деньги. А бедные гости города, которым так нравятся наши изделия, что, должны подстраивать свои визиты в Тамбов под наши редкие появления?
Городу нужна душа
– Что вы предлагаете?
– В соседних регионах (например, Липецке) умельцы торгуют еженедельно. У нас для этого есть отличные площадки: Тамбовский Арбат, Горсад. Да и стоимость мест должна быть символической – 100–200 рублей, потому что это не то производство, которое в состоянии отчислить региону значительные средства. Не всё же укладывается в деньги – у города должно быть лицо, душа: такие милые, самобытные мероприятия и формируют его облик в глазах и самих жителей, и туристов.
– Расскажите о деле всей вашей жизни. Почему именно мозаика? И как постигалось древнейшее искусство?
– Однажды мы с женой поехали в Санкт–Петербург и, посетив храм Спаса на Крови, были потрясены красотой мозаичного искусства. Вообще в Питере мозаика всюду – прогулок по городу нам было достаточно, чтобы вдохновиться на создание семейной мастерской. Потом выяснилось, что одни станки нужно изготавливать несколько лет, не говоря уже о самой технологии производства – долгое время учился у самого себя путём ошибок. Мозаика – это невероятно сложно и трудоёмко, на самую крупную работу размером 70 на 60 см ушёл месяц. Продать её до сих пор не удалось. Но, несмотря на все трудности, с того самого путешествия в Северную столицу мы до сих пор руководствуемся правилом: даже если жизнь не складывается – всё равно упрямо складывай мозаику.