Эксперты уверяют: если в Тамбовской области не принять решительных мер и не поддержать транспортную сферу, люди просто не смогут приехать и уехать в большинство сельских населённых пунктов. Да и статистика о положении дел у фирм-перевозчиков совсем неутешительная. Есть ли выход из деревенского транспортного тупика?
Жертвы нерентабельности
Начальник областного управления автомобильных дорог и транспорта Альберт Чурилов прокомментировал ситуацию. В области действуют пятьсот маршрутов, и из них только 82 находятся в ведении управления, по остальным заказчиками перевозок выступают муниципальные образования.
«Значительную долю из этих маршрутов, конечно же, составляют сельские, и большинство из них – с крайне низким пассажирским потоком, – отмечает специалист. – Например, в прошлом году в Сампурском районе среднее количество перевозимых пассажиров за один рейс составило четыре, а в Гавриловском – только три человека«».
Стоит ли говорить, что такие маршруты неокупаемы? Более того, можно привести ещё печальные примеры. Пичаевское муниципальное предприятие пассажирских перевозок буквально дышит на ладан и уже накопило задолженность в миллион рублей. Выручки из-за полной нерентабельности маршрутов уже не хватает даже на зарплату сотрудникам.
«Гробы на колёсах»
Возраст транспорта на сельских маршрутах – старше пятнадцати лет, а порой приближается и к тридцати. Нет возможности обновлять парк, и на маршруты выходят автобусы, которые правильнее назвать «гробами на колёсах»: их нельзя выпускать на линию, ведь жизнь людей подвергается опасности. В прошлых номерах мы уже не раз приводили печальные примеры ДТП с участием неисправных автобусов. Один из самых «кричащих» случаев был в декабре прошлого года, когда у древнего автобуса попросту отскочило колесо, которое полетело в автомобиль на встречной полосе и повредило его. К счастью, тогда никто не пострадал.
Убытки у транспортных предприятий только растут, а в районах муниципальные власти буквально упрашивают своих перевозчиков: только работайте! Но мотивов у них становится всё меньше.
«Если всё так пойдёт и дальше, уже к началу 2022 года мы можем потерять половину наших компаний-перевозчиков, – отмечает председатель комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства областной Думы Александр Куприянов. – Выход только один: увеличение субсидирования транспортной сферы. Стоит обратить внимание на опыт соседних областей, особенно Липецкой и Рязанской, где ситуация с транспортным обслуживанием выгодно отличается от нашей. Субсидирование транспортной сферы у соседей составляет 300–400 миллионов рублей, доходя и до полумиллиарда, в то время как у нас в области эта сумма – только на уровне 31 млн рублей в год. Если не будем помогать транспортникам, у нас их просто не останется».
В итоге думский комитет в ближайшее время направит в администрацию области рекомендацию: при формировании бюджета на 2022 год значительно, не менее чем в три раза, увеличить субсидирование сферы транспортных перевозок. В противном случае ни уехать, ни приехать в большинство наших сёл скоро просто не получится.