Примерное время чтения: 8 минут
1986

Ксения Тараканова: «Во время учебы мои картины продавались на Sotheby’s»

Анна Неретина / АиФ

Ксения Тараканова родилась и училась в Воронеже. По окончании Воронежского художественного училища, она поступила во ВГИК (мастерская профессора П.И. Пашкевича, лауреата Государственных премий, народного художника РСФСР). Теперь работы художницы представлены в арт-каталогах и изданиях по искусству в России и за рубежом. В 2008 году в швейцарской энциклопедии «Who is Who в России» появилась ее биография. Также Ксения ведет активную общественную жизнь, а в 2009 году была награждена серебряным орденом Служение искусству.

В воронежском музее им. Крамского открылась ее персональная выставка «Vive La Vie», и, пока Ксения не отправилась за поисками новых впечатлений, корреспондент «АиФ-Черноземье» разузнал о том, как стать художником, известным за рубежом, где черпать вдохновение и как не обращать внимания на критику.

«Да здравствует жизнь!»

АиФ, Анна Неретина: – Ксения, расскажите о представленной выставке  «Vive La Vie». Какие работы увидят воронежцы?

Ксения Тараканова: –  На выставке представлены следующие серии: «Париж», включающая более 40 работ, «Индия», «Турция», «Лиссабон», а заканчивается все «Красноярском». От московского отделения Союза художников России весной я ездила на два месяца в Париж, в Cité des Art”s – в городок, где собираются творческие люди. Там я ходила в музеи, гуляла по городу, а, затем, писала с натуры. Это мои ощущения от города, то, как я вижу Париж.

В конце этой поездки у меня проходила выставка, и парижане удивлялись, что я абсолютно «по-своему» увидела их город. В Индии же большое буйство красок, цветов. Женщины очень любят позировать. Здесь самобытность, не тронутая природа. Индийская серия полна присутствием людей.

Эта выставка – своеобразный итог моей 20-летней деятельности. Все равно я буду продолжать работать в таком стиле, просто, возможно, появится больше абстрактных работ или другого направления.

АиФ: – Вас называют «королевой цвета», Вы согласны с этим званием?

К.Т.: – Мои способности увидела мама, когда я еще училась в изостудии. По-моему, с пяти лет мы начали ходить туда с сестрой. Я сосредоточено писала, работала, мама увидела мое рвение, помогла заниматься любимым делом. Для меня это не профессия – это моя жизнь. Без живописи я не могу.

Еще когда я училась в школе, меня называли хорошим «колористом», поэтому званием «королевы цвета» я довольна. На некоторых работах видна пастозность, фактурность мазка, – такой прием используется для передачи большей экспрессии.

АиФ: – Часто ли приходится сталкиваться с критикой? Как Вы воспринимаете отрицательные отзывы, если они есть?

К. Т.: –   Когда ты слышишь какие-то отзывы, критику, – это все полезно, ты делаешь определенные выводы для себя и растешь. Мне это странно, но на своем творческом пути я какой-то особой критики не припомню. В Европе всегда поражаются цветовому колориту, сочным и ярким работам. Но я больше прислушиваюсь к себе, к внутренним ощущениям. Я считаю, что выставки дают толчок для творческого развития личности.

Секреты мастерства

АиФ: – Как происходит работа над названием картин?

К. Т.: –   Сразу я не даю название своим полотнам, а, когда приезжаю домой, принимаю окончательное решение. Например, в конце своей творческой командировки в Париже, я написала свой парижский автопортрет. По мнению друзей, я получилась на нем грустной – я уже скучала по родным. Так и родилось название «Ностальгия по Родине».

Мое творчество – то, что мне нравится: красивое, сочное, звучное. У меня нет унылых, серых, печальных, дождливых работ. Я сама – человек энергичный, жизнерадостный. Говорят, что автор похож на свои произведения, наверное, это так. Надо радоваться каждому дню, природе, поездкам.

АиФ: – Расскажите поподробнее о методе alla prima, который Вы используете в своих работах?

К. Т.: –   Alla prima – живопись в один прием. Смотришь на натуру и стараешься передать свежее впечатление, потому что, чем дольше ты работаешь, тем больше твой взгляд «замыливается», притупляется. Я стараюсь за час, два или три закончить работу, по максимуму передать свои впечатления. Когда я заканчиваю, я не могу ничего не добавить, картина завершена. Если я начну дальше ее дорабатывать, то могу испортить.

Вообще, при работе, я использую все доступные средства. К примеру, когда я писала триптих Notre Dame, у меня не было с собой кистей, поэтому я писала тюбиком и пальцами. Неважно, есть ли кисти или нет, главное – идти к своей цели. Также интересная картина, посвященная аббатству Mont-Saint-Michel. Одна из основных достопримечательностей Франции. Аббатство окружено водой: там то приливы, то отливы, песчаные дюны вокруг. Если подняться наверх – открывается прекрасный вид.

АиФ: – Как Вы пришли к такому методу работы?

К. Т.: – Когда я училась во ВГИКЕ, к нам приехали представители молодежного отделения Sotheby’s в Тель-Авиве, которые отбирали работы для участия в аукционе. Я принесла ученические работы, но для выставки их не взяли. Приехав в Воронеж, я решила написать те работы, которые попадут на Sotheby’s. Я поставила натюрморт с маками, и, на одном дыхании, в технике alla prima, их написала. Показала маме (она у меня ценитель, хорошо разбирается в искусстве), которая мне сразу же сказала: «Это то, что нужно!». У меня отобрали три работы, стартовый лот был, по тем временам, $ 400, а продали их по $ 1700-$1800 за работу. С той поры я стала писать в такой технике, я почувствовала, что нашла свой стиль, направление.

АиФ: – Расскажите, если это не секрет, о своих творческих планах.

К. Т.: –  Осенью я была на пленере в Абхазии и привезла цикл работ о прекрасной природе этого края. Сейчас обдумываю новую серию работ, посвященную теме лошадей. Эту тему я выбрала не случайно: грядет год лошади, и есть такой секрет: каждый человек должен иметь в своем доме бегущих лошадей. Это приносит успех и в жизни, и в работе. У меня у самой до сих пор такой картины нет, вот я и хочу написать себе, друзьям, может быть еще кому-то.

Также с позапрошлого года я работаю над серией абстракций. В 2014 году, по словам директора музея Крамского Владимира Добромирова, будет проходить выставка современного искусства, и там я представлю свои новые работы. 3 ноября в Воронеже в музее им.Н.И.Крамского,  в рамках проекта «Ночь в музее», я буду давать мастер-класс. Думаю, это будет интересно людям. Хотелось бы открыть галерею, в которой бы экспонировались картины в стиле пост-фовизм.

Я живу в Москве, но много путешествую – весной я еду писать Венецию. В Воронеже у меня семья, дочь, поэтому я постоянно сюда возвращаюсь, и, потом, я люблю Воронеж, мне здесь комфортно, нравится, я бы жила здесь постоянно. В Москве пробки, суета, а мне больше нравится тишина и спокойствие.

Об искусстве и роли художника

АиФ: – Как Вы относитесь к концептуальному искусству?

К. Т.: –  К современному искусству я отношусь двояко – оно, может быть, и нужно, но во многих странах Европы интерес к концептуальному искусству, уродливому, поутих. Это мало кого интересует. У нас тоже потихоньку этот интерес пропадает. Лично я своим творчеством пропагандирую классическое искусство: цвет, что-то прекрасное. Я не горю желанием создавать какой-то арт-проект из спичечных коробков, для меня это искусством не является. На мой взгляд, для этого не нужно получать специальное образование. 

АиФ: – А на кого Вы равняетесь в мире искусства? Есть ли у Вас любимый художник?

К. Т.: –  Мой любимый художник – Анри Матисс. Я не являюсь его последователем, мне просто нравится стиль фовизм (даже выставка названа пост-фовизм), импрессионизм, в общем, авангардные направления. Но мне интересно, чтобы у меня в творчестве было что-то свое. Каждому художнику необходимо свое лицо, свой почерк.

АиФ: – Действительно ли, зарабатывать, будучи художником, сложно? Или это миф?

К. Т.: –  Сейчас довольно большой интерес к искусству, работы пользуются спросом, их покупают. Если художник настоящий, то он должен выставляться, создавать новые проекты, поднимать свою популярность. У нас не так много знатоков, но современное искусство будет расти в цене. Больше всего покупают шестидесятников, потому что понимают, что вложенные деньги обязательно вернутся, а с современными авторами есть определенный риск: выстрелит ли этот художник в перспективе?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах