694 тыс. школьников сдавали Единый государственный экзамен в этом году. Благодаря ужесточению контроля за сдачей нынешний ЕГЭ не сдал бы едва ли не каждый пятый выпускник. Во избежание пугающей статистики Рособрнадзор снизил минимальные баллы по обязательным дисциплинам – русскому языку и математике. По русскому языку – с 36 до 24 баллов, по математике – с 24 до 20. Но этих баллов хватит лишь для получения аттестата, для поступления в ВУЗ нижняя планка остается прежней.
Под прицелом видеокамер
В этом году меры контроля, предпринятые при проведении ЕГЭ, были настолько строгими, что у выпускников не осталось ни единого шанса списать, а организаторы госэкзаменов не рискнули нарушить процедуру его сдачи, находясь под прицелом видеокамер.
В связи с этим по России прокатилась волна удалений с ЕГЭ – кого-то ловили со шпаргалками, а кто-то пытался воспользоваться мобильным телефоном. Девять выпускников были удалены с ЕГЭ по русскому языку в Омске, около 50 выпускников Дагестана удалили с ЕГЭ по истории без права пересдачи, шесть человек выгнали с экзамена по русскому языку со шпаргалками в Воронеже. В некоторых городах с госэкзамена удаляли за случайно зазвонивший телефон.
Кстати, не все выпускники смирились с произошедшей ситуацией. Например, смоленский суд признал невиновным школьника, удаленного с ЕГЭ за наличие телефона. Ученика выдворили с обязательного экзамена по русскому языку, но в суде он сумел доказать, что не пользовался телефоном на самом госэкзамене, просто в мобильном внезапно сработал будильник. Подростку грозили штраф и лишение аттестата, но после решения суда школьник пересдал ЕГЭ.
Еще одним «традиционным» видом нарушений из года в год становится подкуп общественных наблюдателей. Например, в Дагестане наблюдателей не только пытались подкупить, но и запугивали, но нарушение закона удалось пресечь.
В целом же в этом году ЕГЭ не был связан с какими-либо скандалами – сдача госэкзаменов прошла тихо и спокойно.
«Опять двойка!»
За несколько месяцев до начала ЕГЭ в популярных социальных сетях вновь, как и в прошлых годах, начали, как грибы после дождя, плодиться различные сообщества, обещающие «сладкую жизнь»: к экзаменам можно не готовиться – нужно лишь зайти в интернет и скачать правильные ответы на варианты своего региона.
Тем не менее, любителей «халявы» ожидало разочарование – Рособрнадзор в разы усилил контроль над несанкционированным вмешательством в результаты ЕГЭ. Можно спорить, что стало причиной большого количества «двоечников» – низкий уровень подготовки выпускников именно этого года или меры контроля, но факт остается фактом: ЕГЭ показал, что школьную программу осилили далеко не все. Высоких баллов в 2-3 раза меньше, чем в прошлом году. Это лишний раз подтверждает: в прошлом году списали все кому не лень. А в этом году хуже всего сдали математику. Число «стобалльников» по этому предмету сократилось с 536 до 64, сократился и средний балл.
Так, средний показатель сдачи Единого госэкзамена по математике на Ставрополье составил чуть более 39 баллов при минимальном пороге в 24 балла. Школьников, получивших «двойки», тоже немало – из 12,7 тыс. выпускников меньше 24 баллов набрали 785 человек. Также достичь минимального количества баллов на обязательном для всех ЕГЭ по математике не смогли 488 выпускников южноуральских школ и 378 воронежских выпускников.
ЕГЭ по математике сдали хуже в этом году, чем в предыдущем, и казанские выпускники: средний балл составил 48,4 (в 2013 году – 56,6). Из 19 тыс. 314 выпускников 421 школьник не преодолел минимальный порог.
Согласно результатам ЕГЭ по русскому языку, средний балл по России составил 62,5. В прошлом же году результат был выше – 64 балла.
К примеру, из 10 989 воронежских школьников минимальный порог по русскому языку не смогли преодолеть 63 человека. Экзамен по русскому языку в Татарстане пересдавали 42 выпускника, а ярославские школьники ЕГЭ по русскому сдали лучше, чем по математике – всего 5 человек не смогли набрать минимального количества баллов.
Были регионы, где максимальное количество баллов по тому или иному предмету не смог набрать ни один выпускник. Плохие результаты на экзамене показали выпускники Иркутской области, максимальное количество баллов по математике не смогли набрать ни школьники Удмуртии, ни Волгограда, стобалльников по иностранным языкам нет среди учащихся в Ростовской области.
Тем не менее, были и приятные неожиданности. В Приморье количество «двоечников» по математике стало в два раза меньше, чем в прошлом году. Если в прошлом году не сдали ЕГЭ по математике 1692 человека, то в этом году этот показатель сократился вдвое.
«Золото» ЕГЭ
Несмотря на то, что выпускники сдали ЕГЭ гораздо хуже, чем в прошлом году, стобалльники все же есть. В 2014 году гоэкзамен по русскому языку сдавали 754 тыс. человек, при этом количество высокобалльных работ (от 80 баллов) по русскому языку составило всего 13,2%. Среди них учащиеся из Курска, Тамбова, Белгорода, Омска, Хабаровского края, Оренбургской области.
100 баллов по математике смогли набрать только 64 выпускника по всей России, хотя, согласно статистике, в прошлом госэкзамен по математике сдавали на самый высокий балл больше 500 человек. В список стобалльников по математике попали учащиеся из Смоленской области, Владимирской области.
Что касается остальных предметов, сто баллов за ЕГЭ по литературе получили 203 выпускника. Среди них три школьника из Рыбинска и один из Ярославля, 14 нижегородских школьников, а два омских ученика получили высший балл за ЕГЭ по физике.
Работы учащихся, набравших от 80 до 100 баллов, будут перепроверены. Кроме этого, будут тщательно изучаться записи с камер видеонаблюдения.
Баллы ради баллов?
Из года в год ведутся горячие дискуссии – нужен ли ЕГЭ или стоит вернуться к традиционной форме сдачи экзаменов. Для выпускников самоцелью последних двух лет в школе становится монотонное выполнение тестов – изо дня в день, из урока в урок. Эта гонка за высокими баллами приводит к тому, что вместо знаний школьники получают заученный алгоритм выполнения тех или иных тестовых заданий.
Хорошо, если для выпускников следующих лет, а, в особенности, 2015 года, низкие результаты этого года станут мотивацией для более серьезной подготовки к выпускным экзаменам, а не поводом искать новые лазейки для возможности списать. Ведь концепция госэкзамена состоит не в том, чтобы получить 100 баллов, а в том, чтобы показать высокий уровень знаний, позволяющий поступить в любой вуз.