Слышала, у нас проходит фестиваль авангарда. Интересно, много ли воронежцев увлекается современным искусством?
Е. Плотникова, Воронеж
О том, как развивается и чем живёт авангардное искусство, есть ли у него почитатели и перспективы, нам рассказал воронежский художник Иван Горшков.
Естественный процесс
– Иван, как вы считаете, есть в нашем обществе интерес к современному искусству, и чем он вызван?
– На самом деле интерес есть, и немалый – и это не тяга к чему–то экзотическому, а нормальная тенденция по всему миру. Сейчас многие мечтают, чтобы современное искусство развивалось в Воронеже не хуже, чем, к примеру, в Европе. И это естественно, ведь речь идёт не о революции культуры, а скорее об её эволюции.
– Год назад воронежцы взбунтовались по поводу спектакля «Педагогическая поэма», показанного на платоновском фестивале. Он как раз и являлся примером современного искусства. Получается, наш зритель не всегда готов к таким экспериментам?
Город авангарда
– Как считаете, насколько авторитетен Воронеж в плане авангарда? Могут ли наши художники потягаться со столичными или зарубежными?
– Воронеж занимает довольно яркую позицию на карте России. Это сделано общими усилиями каждого художника, галерей, и вообще тех людей, которые движут современное искусство в народ. Так вышло, например, что почти все мои друзья и коллеги, с которыми мы несколько лет назад делали «кухонные перформансы», не бросили заниматься художеством, а, наоборот, сделали его своим основным занятием и сотрудничают теперь с различными галереями Воронежа, Москвы и мира. Чтобы наглядно проиллюстрировать, на какой позиции находится наш город в отношении современного искусства, достаточно сказать, что недавно одно из известных столичных изданий, специализирующихся на авангардном и современном творчестве, составило рейтинг пятидесяти молодых художников. Так вот на первом месте оказался воронежец Арсений Жиляев. Согласитесь, это создаёт неплохой имидж нашему городу.
Кстати, в последнее время наблюдается даже некий спрос на современное и именно региональное искусство. Не знаю, с чем это связано, но очевидно, что во многих регионах это направление, действительно, активизировалось. Что касается столицы или заграницы, то при определённом стечении обстоятельств не так уж и сложно сделать там выставку, но не уверен, что это столь статусно и показательно. Например, для меня выставки в Воронеже чисто с творческой точки зрения важнее заграничных. Ведь последние обычно делаются не столько для души, сколько для денег, а выставки в своём городе – это всегда экзамен перед близкими, друзьями, самим собой, наконец. Место не решает ровным счётом ничего. Можно сделать отличную выставку в Воронеже и никудышную в Берлине.
Избавимся от догмы
– Почему вам интересно именно современное искусство?
– Я вырос с сознанием того, что современное искусство – это естественное состояние культуры в процессе эволюции. Был всегда уверен, что это некий язык, и вопросы «почему это так выглядит» равносильны тому, почему мы говорим именно на этом языке. Что до вдохновения, то, наверное, у большинства художников есть общее место для его поиска – другое искусство. К тому же во всякой форме современного искусства можно найти нечто традиционное – какие–то отсылки, аллюзии, приёмы. Всё равно мы видим всё через призму культуры, именно поэтому современное искусство мне всегда казалось естественным и вполне логичным.
– Каковы перспективы молодых художников именно в провинции, и нужно ли для признания стремиться в столицу?
– Стремление в столицу можно воспринимать по–разному. Многие мои коллеги, как и я, живут в Воронеже и «умудряются» развиваться. При этом все мы сотрудничаем с разными городами, в том числе и столичными. Да, можно успешно выставляться и здесь, но исчерпаются ли этим амбиции художника? К тому же для того, чтобы познакомиться с профессионалами, набраться опыта, так или иначе придётся общаться со столицей и заграницей. И если человек не полный социофоб, то он, как ни крути, будет контактировать с другими. Тем более, что в нашей стране художников не так уж и много, в отличие от той же Европы или Америки. Одних галерей в Нью–Йорке десятки тысяч, а художников и вовсе целый легион. Потому и выделиться там сложнее – приходится выворачиваться наизнанку.
– Где, по–вашему, проходит грань между традиционным и авангардным?
– Мне кажется, пора перестать размышлять таким образом. Искусство может быть или хорошим, или плохим. И все разговоры о том, что современное искусство – это мерзость или бесстыдство, уже не актуальны. Если художник делает нечто живое, честное и самобытное, это уже заслуживает внимания.