Изобретателем анимации считают французского преподавателя естественных наук Эмиля Рейно. Но ни Том и Джери, ни Винни-Пух никогда не ожили бы на телеэкранах, если бы не средневековые ученые, заинтересовавшиеся искусством света и тени. Историю возникновения анимации от научных трактатов 16 века к игрушкам 19-го и мультфильмам 21-го рассказал нам автор проекта «Анимоптикум» Федор Михайлов.
Натуральная магия и волшебный фонарь
«Подобает ли ученому заниматься магией?» Такой вопрос первым прозвучал на лекции об анимации, прошедшей в Воронеже в рамках Большого фестиваля мультфильмов.
Это сегодня наука и волшебство представляются чем-то диаметрально противоположным. А в 16-17 веках ученые не брезговали занятиями «натуральной магией». Так, монах-иезуит Афанасий Кирхер время от времени развлекал монархов «шоу с привидениями» с помощью волшебного фонаря, изобретенного ученым Христианом Гюйгенсом.
«Сейчас мы привыкли, что картинки оживают где угодно. Волшебный фонарь – это первое в мире устройство, которое могло создавать нематериальные картинки. До этого все изображения – картины, гравюры, рисунки - имели материальный субстрат. А волшебный фонарь – это старинный прототип проекторов», - рассказал Федор Михайлов.
Волшебный фонарь работал так: свет от любого источника проходил через линзу или систему линз, которые увеличивали изображение на прозрачном слайде и проецировали его на любой плоскости. Особенно эффектно спроецированные изображения смотрелись на клубах дыма. Физик Этьен Робертсон в конце 18 века с помощью волшебного фонаря устраивал ужасающие фантасмагории с призраками в заброшенных церквях и темных часовнях.
Это и называлось «натуральной магией». Вам нужно было быть ученым, чтобы понимать, как вызвать нетоксичный стойкий дым, как сфокусировать на нем изображение. Волшебный фонарь набирал популярность и, в конце концов, в 19 веке превратился в детскую игрушку.
Научные игрушки
Оказывается, те легкомысленные вещицы, которые мы сегодня считаем игрушками, вышли из серьезных научных изобретений. Например, калейдоскоп.
«Знаете, почему он назван таким чудным словом? – спрашивает Федор Михайлов и сам же отвечает. - Потому что с незапамятных времен ученые очень любят давать всему замысловатые имена, которые имеют либо латинское, либо греческое происхождение. Слово «калейдоскоп» буквально переводится, как «смотреть красивое зрелище».
Калейдоскоп был случайно изобретен в 1814 году ученым-физиком Дэвидом Брюстером, когда тот экспериментировал с поляризацией света. Его устройство знакомо каждому ребенку, который в детстве смотрел сквозь щелочку на загадочные стеклянные разноцветные миры внутри «подзорной трубы». Брюстер запатентовал калейдоскопы и пустил их в производство. Так ученый сделал первую в мире тиражную игрушку, дав начало индустрии Барби и Лего. Широкое распространение позволило новым поколениям приобщаться к науке не через скучные лекции, а через разбор– а чаще всего разламывание – калейдоскопов.
Непосредственным предшественником анимации считается тауматроп. Это знаменитая круглая картинка с птичкой и клеткой. Крутишь картонку, и две картинки на разных ее сторонах соединяются в одну.
Это обыкновенное чудо происходит потому, что наше зрение недостаточно быстро воспринимает движение вокруг. И мы в сознании одновременно воспринимаем обе стороны. Принцип слияния двух кадров в один лежит в основе анимации. А создал тауматроп и наладил его производство в 1826 году доктор Джон Пэрис, и через пару лет написал книгу для детей, в которой сложные научные знания предлагалось осваивать через весёлые игры и игрушки.
В 19 веке самой популярной детской игрушкой стал зоетроп – изобретение, создающее иллюзию ожившего изображения.
Он представляет собой цилиндр с вертикальными прорезями, через которые во время вращения можно видеть оживающие картинки. Первый раз прибор изобрёл в 1834 году английский математик Уильям Джорж Хорнер, назвал его дедалеумом в честь древнего ученого Дедала, но настоящую популярность игрушка приобрела, когда ее «переизобрели» в Америке и пустили в массовое производство.
Революция Рейно
Путь аниматора Эмиля Рейно к созданию мультфильмов начался как раз с зоетропа. Он начал с того, что поместил в центр барабана зеркала, которые отражали движущиеся картинки. Свое изобретение Рейно назвал праксиноскоп (от греч. «наблюдение действия»). Благодаря этому картинку можно было видеть уже не через щелочки, а в четком и светлом отражении.
Затем Рейно заменил маленькую ленту, которую помещали внутрь барабана, огромной - с сотнями прозрачных слайдов. Он использовал волшебный фонарь, чтобы проецировать кадры на экран перед огромной аудиторией. И в 1892 году Эмиль Рейно уже показывал перед огромной аудиторией за деньги сюжетные мультфильмы. До кино ему не хватило одного шага – подобия камеры обскура со светочувствительной пленкой, которая позволяла бы фиксировать реальность.
Через несколько лет после премьеры рисованного мультфильма публике показали и первый кукольный. Джеймс Стюарт Блэктон и Альберт Смит фильм «Цирк лилипутов», в котором использовали деревянные игрушки.
Когда Рауль Барра открыл перфорированный целлулоид, который позволил зафиксировать лист с рисунком при помощи штифтов, стали появляться действительно шедевры пионерской мультипликации. А уже в 1928 год Уолт Дисней создал Микки Мауса и выпустил первый звуковой мультфильм «Пароходик Вилли». В 20 веке мультипликация развивалась стремительно - впрочем, вместе с кинематографом. Появился Союзмультфильм, принесший миру Чебурашку, затем аниме, полнометражные мультфильмы и, наконец, компьютерная анимация.