В 2015 году бюджет Конкурса премий Молодежного правительства Воронежской области по поддержке молодежных программ и проектов немного сократился и составил 1,95 миллиона рублей. Кто получит заветные копеечки, пока неизвестно. Но координатор конкурса Мария Ковалева рассказала корреспонденту «АиФ-Черноземье», кто может на них претендовать и с какими трудностями сталкиваются организаторы такого масштабного состязания среди самых активных.
Мария, во время кризисов и санкций сразу назревает один вопрос. Откуда деньги?
- Ни для кого не секрет, что члены Молодежного правительства так же, как и многие другие инициативные ребята, находятся в постоянном поиске ресурсов для реализации своих инициатив и проектов. Так было и у нас в первом составе. Эту проблему мы обозначили губернатору Воронежской области Алексею Васильевичу Гордееву, когда впервые проводили День дублера в правительстве области. И мы получили дополнительные средства именно для проведения открытого конкурса по поддержке молодежных проектов, где свои силы мог бы попробовать каждый молодой человек, реализующий свою инициативу.
Впервые мы провели конкурс еще в 2011 году, когда заканчивал свою работу первый состава Молодежного правительства Воронежской области. Деньги для премий выделены из экономии бюджетных средств по поручению губернатора Воронежской области Алексея Васильевича Гордеева, данному департаменту финансово-бюджетной политики области.
Некоторым может показаться, что это сумма в два миллиона рублей не так велика. Но для нашего региона на тот момент она составила практически годовой бюджет поддержки молодежных проектов. Поэтому наш конкурс восприняли активно, и подали заявки 94 автора проекта, что в тот год было тоже своего рода рекордом для региональных конкурсов грантов.
- С прошлого года в конкурсном положении появилось новшество – инновационные проекты. Что это за проекты?
- Да, с 2014 года мы начали работу также в направлении выявления и поддержки инновационных молодежных проектов. Было заявлено 192 молодежных проекта, из которых 42 инновационных и 150 социальных проектов.
Инновационный проект мы рассматриваем как проект по созданию и реализации инноваций, находящийся на стадии подготовки к внедрению разработки. Инновационные проекты предполагают наличие опытного образца и проработанной стратегии производства разработки.
Победителями в этом блоке стали 13 проектов. Некоторые из них узконаучные. А вот некоторые имеют вполне практическое и даже бытовое применение. Например, такой проект как «Фильтр навсегда», в рамках которого ведется разработка фильтров для питьевой воды сроком службы до 50 лет.
Задача найти и оценить инновационные молодежные проекты была непростой. И здесь мы не обошлись без помощи специалистов в этой сфере – сотрудников ОКУ «Агентства по инновациям и развитию». Поэтому нам не пришлось начинать эту работу с нуля. Причем благодаря этому мы смогли еще и проанализировать всю систему государственной поддержки инновационных и, в том числе, молодежных проектов, которая существует на территории Воронежской области.
- Сложно организовывать такой масштабный конкурс без помощи «взрослых»?
- Ну, я бы не хотела называть что-то в нашей работе сложностями. Впроцессе работы появлялись те вещи, которые мы этого никогда не делали. К примеру, раньше при проведении конкурсов делалась только административная рассылка по муниципалитетам и образовательным учреждениям, чтобы проинформировать участников – и, очевидно, что давало минимальный результат. Мы же попробовали дойти до каждого другим путем – через рассылку в социальных сетях, через формирование огромной базы активной молодежи (тех, кто участвовал в региональных конкурсах и форумах). И тогда стала формироваться база из нескольких тысяч человек, до которых напрямую доходит наша информация.
На старте конкурса у нас была лишь одна сложность: органы власти, нас курирующие, не сильно верили в наши силы по проведению данного конкурса, поэтому был шанс, что мы не будем «самостоятельны» в этой работе. Но первый опыт показал нашу готовность работать, причем работать так, что где-то стоило бы и поучится у наших ребят!
- А есть что-то, чего вам не хватает?
- Как бы смешно это не прозвучало, но в этом году нам будет не хватать только денег. В виду ряд причин происходит сокращение бюджетных расходов, и, в том числе, расходов на проведение нашего конкурса. Помимо этого у нас планах - привлечение коммерческих фирм и предприятий для поддержки проектов, то есть по сути расширения бюджета конкурса за счет привлеченных средств партнеров.
- Хорошо, лучших выбрали, премии раздали. А какая польза от такой инициативы обществу?
- Если же говорить в целом о результате конкурса, то он таков – теперь мы знаем, что в нашем регионе есть целая армия молодых активных талантливых людей, готовых решать проблемы, создавать новый продукт, а главное, помогать людям, их окружающим. И не так важно, в какой сфере: будь-то пропаганда донорства, работа с инвалидами, популяризация науки, культурные и краеведческие проекты, строительство спортивной площадки в селе или что-то еще – важно, что у этих людей формируется чувство ответственности за то место, где они живут и работают, и они готовы его улучшать и развивать. Это, на мой взгляд, ключевой результат развития молодежных проектов в регионе!