Дети - самые любопытные существа в мире: они не боятся задавать самые сложные и самые глобальные вопросы. Что такое Бог и существует ли он на самом деле? Молодой московский режиссер Евгения Беркович не побоялась говорить с маленьким зрителем на равных: честно, интересно и с изрядной долей юмора.
«Библия – лишь завязка»
Три смешных, трогательных, глуповатых пингвина угодили в самый центр Великой Истории Мира. Ровно в восемь их ждут у ковчега, чтобы они смогли пережить всемирный потоп. На первый взгляд - это очередной пересказ библейского мифа о всемирном потопе. На волне все более оглушительных религиозных споров в обществе спектакль, пусть он и детский, может задеть за живое. Первоисточником его послужила пьеса немецкого драматурга Ульриха Хуба «У ковчега в восемь». Но режиссер Евгения Беркович успокаивает: библейский сюжет - не более чем завязка.
«В пьесе есть только отсылка к библейскому сюжету: бог обрушил на землю всемирный потом, все потонут, кто парами не пойдет на ковчег. Была задача рассказать историю, и это история совершенно не из Библии. Она имеет отношение к религии как таковой, также точно как она имеет отношение к любой идеологии, которая требует от любого существа, пингвина или человека, не решать самому, а подчиняться правилам, - рассказала Евгения Беркович. - Это не про потоп, это про любовь, дружбу, понимание добра и зла, про свободу. Это про собственный нравственный выбор, про умение, способности и возможности оглядеться вокруг, понять что-то о мире про себя».
«В детских театрах бояться говорить о важном»
Три пингвина играют в музыкальной группе, цитируют Бродского и вспоминают про Достоевского и Шопенгауэра, искрометно шутят и затевают спор на вечную тему «Что есть Бог?» Но тут вдруг весть - грядет потоп, а билетов на спасительный ковчег всего два.
Автор не навешивает на своих героев ярлыки. В спектакле нет ни святош, ни грешников. И даже Голубка, которая, по идее, противопоставляется неуклюжим и глуповатым пингвинам, не «умница-отличница», а всего лишь птица (пусть и с огромным чувством ответственности) со своими слабостями.
«В России стороной обходят гигантский пласт современной европейской драматургии для детей и особенно для подростков. Эта драматургия делает упор на то, чтобы говорить с людьми - не важно, пять им лет или 15 - о каких-то проблемах, которые их волнуют. Часто это проблемы острые, больные, сложные, и непонятно, как к ним подходить, - говорит режиссер. - Мы же живем в ситуации, когда режиссер даже до директора не донесет эту пьесу, просто потому что испугается кого-то оскорбить или нарушить возрастной ценз. И даже в очень хороших театрах люди просто боятся. А если с человеком не говорить о важном - о смерти, о теле, которое меняется, о боге, о сексе, об отношениях с родителями, о травле в школе - в 5, 8, 15, 18 лет и показывать ему только «колабайки-балабайки», откуда он должен об этом узнать и как он должен это переживать?»
«Шутить на тему бога сегодня много не стоит»
«Пингвины» почти наверняка заслужили звание одной из самых стильных детских постановок. Такая подача помогает говорить режиссеру с публикой на одном языке. Если бы не название спектакля, вряд ли бы удалось отличить пингвинов от городских хипстеров.
Алина Полунчукова, «АиФ-Черноземье»: Такая подача призвана привлечь рассыпающееся внимание маленького зрителя?
Евгения Беркович: Мне нравится работать с детьми, потому что ты сразу получаешь реакцию. Это реакция не опосредованная, не через критиков. Мне ближе мгновенный обмен. Человеку, которому восемь лет, просто либо интересно, либо нет. Говорят о том, что для детей все должно быть красочно, как в Диснейленде. А им абсолютно все равно. Дети чувствуют, когда мы держим их за идиотов.
- А как бы вы в общем оценили ситуацию, которая сегодня складывается в театре: и в детском, и во взрослом?
- С художественной точки зрения, мне кажется, все становится круче и круче. С точки зрения реальности, в которой мы существует, - очень страшно и тревожно. То чувства оскорбишь, то какие-нибудь казаки придут, то деньги в стране заканчиваются.
- Вы сталкивались с подобными случаями?
- История до сих пор продолжается. Удивительное для меня открытие было в том, что это была не страшная сила, прилетевшая со стороны Кремля, а какие-то конкретные люди, которым не нравится, завидуют, им чего-то не додали и они сразу же бегут писать доносы. Ставя «Пингвинов» мы были практически уверены, что на следующий же день будет лежать пачка писем в прокуратуру, но пока как-то обходилось. И все же шутить на тему бога сегодня много не стоит.