Платоновский фестиваль-2016 пройдет в Воронеже со 2 по 14 июня. 12 коллективов из разных стран мира и городов России заговорят на новых для воронежцах театральных языках и диалектах. Худрук Михаил Бычков сразу пообещал, что программа этого года будет совсем не праздничной и не парадной. Билеты на события фестиваля начнут продавать уже с конца февраля. «АиФ-Черноземье» публикует полную театральную афишу фестиваля.
Международная программа
Абсурд из Румынии
«Носороги», Эжен Ионеско. Национальный театр города Крайовы, реж. Роберт Уилсон.
Когда: 2, 3, 4 июня.
Где: Воронежский концертный зал.
Платоновский фестиваль искусств впервые в России покажет румынскую интерпретацию легендарной пьесы Ионеско «Носороги». Великий основоположник театра абсурда сам предложил режиссеру Роберту Уилсону поставить одну из его пьес. Воплощение идеи заняло 45 лет. В итоге спектакль получился невероятно сложным технически и невероятно красивым и изящным.
«Спектакль содержит все ингредиенты фирменного стиля Уилсона: впечатляющие экстравагантные костюмы, интересные элементы оформления… Ещё приятно светящиеся фоны, резкая смена цвета, зрелищное видео, выразительные и удивляет интеллектуальный подход режиссёра к пьесе» SpectActor magazine
Швейцарская клоунада
«Белое на белом». Компания Финци Паска.
Когда: 2, 3 июня.
Где: Театр драмы им. А. Кольцова.
«Театр ласки» Даниэля Финци Паска снова приедет в Воронеж. Сам легендарный режиссер знаменит своими постановками для Цирка дю Солей, церемоний закрытия Олимпийский игр в Турине и Сочи. Трогательный спектакль-клоунада расскажет историю артистки и рабочего сцена, которых играют бразильская актриса Элена Биттенкорт и голландский клоун Гус Меусэн.
«Очень нежная история о любви, дуновение поэзии со сцены к зачарованной аудитории». Corriere del Ticino
Японская балерина и французский режиссер
«Сплетение». Компания 111, Орельен Бори.
Когда: 5, 6 июня .
Где: Театр драмы им. А. Кольцова.
Еще одна российская премьера – пластический портрет японской балерины Каори Ито, «нарисованный» французским хореографом Орельеном Бори. Название этого моноспектакля – «Plexus» - обозначает систему сосудов и нервных клеток. Хореографа интересует, как сплетение импульсов внутри человеческого театра выражается в его движениях. А невероятные декорации – подвижный пол и тысячи нитей, наполняющих пространство, - сделают спектакль настоящим украшением Платоновского фестиваля.
«Прекрасное сокровище оптического театра, стоящего на пересечении магии, пластического спектакля и кино». Le Monde
Живой хореографический фильм из Австрии
«Идеальный сад». Театральная компания «Ликуид Лофт» (Liquid Loft), Крис Харинг.
Когда: 6, 7 июня.
Где: Камерный театр.
Спектакль «Идельный сад» станет синтезом пластики и драмы, живых людей и изображения. Известный французский хореограф нарисует на сцене сюрреалистичный натюрморт. В спектакле почти нет текста, зрители услышат лишь несколько диалогов на немецком языке.
«Идеальный сад» – это барочная инсталляция, которая своей пышной красотой отдает дань памяти бренности бытия». Tanz.at
Израильская хип-хоп опера
«Город». Компания «Инкубатор Театр» (Incubator Theatre), Режиссёр – Амит Улман.
Когда: 8, 9 июня.
Где: Театр юного зрителя.
Необычным жанром хип-хоп оперы организаторы Платоновфеста, в первую очередь, хотят привлечь в театр молодую аудиторию. Рэп на английском языке, атмосфера нуара и детективов эпохи Америки 40-х, бит-бокс и криминальная история – этот коктейль из несочетаемых элементов обещает стать одним из самых ярких событий фестиваль.
«Лучшее, самое блистательное и вдохновенное шоу в истории израильского рэпа». Hakatzeh Radio
Неопубликованный Ибсен из Норвегии
«Сванхильд», Генрик Ибсен. Грюсомхетенс Театр (Grusomhetens Teater), Ларс Ойно.
Когда: 13, 14 июня.
Где: Театр драмы им. А. Кольцова.
Постановка норвежского театра по неопубликованному произведения Ибсена впервые выедет за пределы своей страны. Пьеса, написанная более 150 лет назад, даже в классических декорациях и костюмах зазвучит в 2016 году как никогда актуально. Ларс Ойно называет себя последователем режиссера Антонена Арто, основоположника «театра жестокости». Правда, жестокость в театре – это не злоба и насилие, а «безусловная строгость и крайняя концентрация всех сценических средств».
«Секрет успеха спектакля – в хорошем чувстве времени и контекста и в сатирической остроте, которая идёт рука об руку с подлинным жизнелюбием». Dagbladet
Платоновская программа
Платонов и Хэмингуэй
«Чевенгур», Андрей Платонов. Театр ОКОЛО дома Станиславского, Юрий Погребничко.
Когда: 10, 11 июня.
Где: Театр драмы имени Кольцова.
Московский режиссер Юрий Погребничко давно дал понять, что не нуждается в признанных театральных законах. Он создал собственную режиссерскую систему на основе эксперимента. В постановке «Чевенгур» он соединил роман Платонова и рассказ Хэмингуэя «Самоубийцы». В итоге на сцене появляются Счастливцев и Несчастливцев, Нино Катамадзе и Фрэнк Синатра.
«Чевенгур» Погребничко звучит как послесловие к тому, что содеяно человечеством. Ко всем глобальным заварухам и мелким авантюрам, грандиозным всеобщим мечтам и ничтожным». Наталья Каминская, «Лучший из миров»
Урок по Платонову
«Епифанские шлюзы», Андрей Платонов. Театр-студия Олега Табакова, Марина Брусникина.
Когда: 5, 6 июня.
Где: Театр юного зрителя.
Спектакль по одному из самых жестких произведений Андрея Платонова построен в форме школьного урока. Марина Брусникина обращает его к молодой публике. Один из самых известных театральных художников Николай Симонов создал пространство для этого спектакля, наполненное смыслами и деталями. На сцене артисты Театра-студии под руководством Олега Табакова и недавние выпускники его театральной школы.
«Урок литературы от Марины Брусникиной по масштабу получился, как «Тотальный диктант». Сначала для юных артистов, теперь для зрителей. А прийти на следующий урок к такому учителю, определённо, захочется и тем, и другим». Телеканал «Культура»
Еще одна «Фро»
«Фро», Андрей Платонов. Школа-студия МХАТ, Михаил Рахлин.
Когда: 10, 11 июня.
Где: Театр юного зрителя.
Новое прочтение одного из самых популярных произведений Андрея Платонова нашли в образах старого советского кино. «Герои тех так говорили. Без скепсиса, без цинизма. Жизнь на 200 %. Но мы знаем и контекст, и их будущее. Мы уже знаем, что ждет этих людей, героев Платонова, что будет со страной дальше. А герои еще нет», - говорит о своей постановке режиссер Михаил Рахлин.
«Сколько уже «Фро» было на фестивале? Я уже сбился со счета. Но что делать? Был бы Шекспировский фестиваль, мы уставали бы от Гамлетов». Михаил Бычков
Программа «Золотой Маски» в Воронеже
Чехов на языке глухонемых
«Три сестры», Антон Чехов. Нововосибирский театр «Красный факел», Тимофей Кулябин.
Когда: 9, 10 июня.
Где: Воронежский концертный зал.
Самый громкий спектакль прошлого года, на самом деле, максимально тихий. Голоса чеховских «Трех сестер», по задумке новосибирского режиссера Тимофея Кулябина, будут звучать только в голове у зрителя. Ведь герои спектакля будут общаться друг с другом только на языке жестов. Эта очевидная метафора того, что, несмотря на общий порыв – уехать из глуши в Москву и найти свое счастье – героини друг друга совсем не слышат.
«Ансамбль «Трех сестер» превосходен, все актеры играют блистательно. С изменением языка никуда не уходит, а только усиливается драматизм: чтобы быть понятым, каждому нужно внутренне, энергетически «докричаться» до партнера, тут невозможно остаться пустым». Марина Дмитревская, «Петербургский театральный журнал»
Петербургские «Пьяные»
«Пьяные», Иван Вырыпаев. Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова, Андрей Могучий.
Когда: 12, 13 июня.
Где: Воронежский концертный зал.
«Пьяные» – доверительный разговор со зрителем о том, в чём мы боимся признаться не только друг другу, но и самим себе. Постановка питерского режиссера Андрея Могучего обещает стать громкой, шумной и удачной премьерой. Пьесы Ивана Вырыпаева уже знакомы воронежскому зрителю. Они всегда говорят на понятном языке и заставляют задуматься о простом и важном.
«Главная тема пьесы – любовь. Любовь к божественному в человеческой природе. Опьянение в пьесе не носит бытовой окраски, его нельзя понимать буквально – это метафора просветления, ощущение подлинного течения жизни, любви, чуда, происходящего прямо сейчас… Пьеса «Пьяные» – для свободных людей, свободных от стереотипов и предрассудков». Режиссёр спектакля Андрей Могучий
Трехжанровый Некрасов
«Кому на Руси жить хорошо», Николай Некрасов. Гоголь-центр, Кирилл Серебренников, Антон Адасинский.
Когда: 6, 7 июня.
Где: Воронежский концертный зал.
Имена Кирилла Серебрянников и Антона Адасинского в фестивальной афише сразу говорят, что в Воронеж едет грандиозный спектакль. Полный текст знакомой всем поэму Некрасова поделен на три части, и каждая выполнена в своем жанре. Зрителям предстоит увидеть и перфоманс, и драму, и рок-оперу. Таким образом, за один вечер Некрасова не только расскажут, но и споют, и станцуют.
«Нескончаемая поэма-плач, поэма-смех, поэма-вербатим «Кому на Руси жить хорошо», казалось, попадает в самое сердце нынешних русских проблем. Серебренников превратил поэму Некрасова в настоящую бомбу». Алена Карась, «Российская газета»