Полный провал
Жители разных концов города то и дело оказывались без воды – утечки происходили на Московском проспекте, улицах Лизюкова, Феоктистова, 232–й Стрелковой Дивизии, Машиностроителей, 25 Января...
В том, что аварии случаются всё чаще, нет ничего удивительного – городской водопровод изношен на 70%, а потери воды достигают 30%. Ещё несколько лет назад стало понятно: необходим срочный ремонт сетей. Однако два муниципальных предприятия – «Воронежводоканал» и «Водоканал Воронежа», на пару управлявшие городским водопроводом, – обанкротились. И вот, был найден традиционный для Воронежа способ – вручить городское хозяйство «эффективному инвестору». В итоге, в 2012 г. чиновники отдали водоканал на 30 лет в концессию компании «РВК–Воронеж» группы «Росводоканал».
В стремлении избавиться от хлопот никто даже не обратил внимания на скандальный шлейф, который тянется за структурами «Росводоканала» в разных городах – Тюмени, Волгограде, Твери, Омске, Архангельске… А ведь в 2010 г. калужский губернатор Анатолий Артамонов выгнал компанию, которая, по его словам, «не вкладывала в обновление хозяйства ни копейки». Региональным властям пришлось выкупать это хозяйство за очень большие деньги.
Всё дороже
По условиям концессионного соглашения, «РВК–Воронеж» должен был вложить в модернизацию водоканала 2 млрд руб. за первые три года работы. Утверждённая инвестпрограмма охватывала уже четыре года – 2012– 2016 гг.
Этой осенью пришла пора отчитываться – выяснилось, что РВК вложил всего 534 млн руб. (без учёта второго полугодия 2015 г. – Ред.). Тем не менее, в конце сентября руководитель департамента ЖКХ и энергетики Вадим Кстенин подписал инвестпрограмму, продлённую до 2018 г.
Однако у депутатов городской Думы к работе инвестора возникли серьёзные вопросы. Так, депутат Олег ТУРБИН подготовил обширный доклад, в котором указал основные претензии к «РВК–Воронеж». По его данным, компания не организовала систему доочистки правобережных очистных сооружений и систему деманганации (очистки воды от марганца. – Ред.) водоподъёмных станций № 8 и № 12, не провела реконструкцию Левобережного коллектора, не полностью модернизировала подъёмные насосные станции, не сократила площади иловых карт, из–за которых летом Юго–Западный район погружается в зловоние.
Согласно докладу, в 2013 г. из прибыли в 229,9 млн руб. только 123,6 млн пошли на исполнение инвестпрограммы.
При этом услуги водоканала для горожан стали обходиться гораздо дороже. Так, с 2007 по 2010 гг., во времена МУПа, тариф на водоснабжение вырос на 17,4% при инфляции в 42,7%. Зато с 2012 по 2015 гг. при «РВК–Воронеж» вода подорожала на 42,6% при инфляции 35,6%.
Более того – с тех пор, как «РВК–Воронеж» стал активно переходить на прямые расчёты с горожанами, в платёжках регулярно появляются «ошибки» – фантастически завышенные счета. Даже если в следующем месяце делается перерасчёт, получается, что компания без спроса берёт беспроцентный кредит, наживаясь на горожанах.
Своих аппетитов «РВК–Воронеж» не стесняется. Так, компания предлагала с 1 июля 2016 г. повысить тарифы на водоотведение с 10,89 до 23,7 руб. за куб. м для Правого и с 16,11 до 31,21 руб. за куб. м для Левого берега.
Что помешало?
В самом «РВК–Воронеж» утверждают, что за три года, напротив, было сделано много. Так, компания организовала лабораторные исследования на двух водоподъёмных станциях; создала колл–центр – правда, многие читатели «АиФ–Черноземье» жалуются, что дозвониться туда очень трудно, – и гидравлическую модель водоснабжения; провела техническое перевооружение водоподъёмных станций; построила водовод в новом микрорайоне на ул. Шишкова; спроектировала системы деманганации; обновила автопарк – приобрела спецтехнику.
Но если в 2012 г. программу удалось выполнить на 97%, а в 2013 г. – на 95%, то уже в 2014 г. –
только наполовину. В компании объясняют это тем, что инвестпрограмму нужно корректировать. На Левобережном коллекторе и главной канализационной станции стали происходить аварии: на ремонт пришлось направить все силы и средства. Как отмечают в РВК, процесс оптимизации инвестпрограммы – дело небыстрое. Кроме того, на снижение темпа работ повлиял кризис – взлёт кредитных ставок и цен на импортное оборудование.
К тому, как поставлено в компании дело экономии, у депутатов тоже есть претензии. Например, Олег Турбин заявил, что по данным портала госзакупок, РВК покупает оборудование по ценам выше рыночных. В ответ руководство компании уверяет, что, напротив, стремится сделать торги максимально открытыми. Так, в 2014–2015 гг. среднее количество участников конкурса увеличилось с 1,92 до 2,12, а средняя экономия возросла от 11,7% до 13,3%.
Согласно скорректированной инвестпрограмме, РВК увеличит вложения на 288 млн руб. – возьмёт кредит и будет погашать его за счёт платежей населения. При этом компания обещает построить водопровод в Никольском и цех механического обезвоживания осадка, который решит проблему зловонных иловых карт.
Впрочем, как выясняется, менять планы монополисту удаётся так же легко, как и давать обещания. Вряд ли кто–то сможет гарантировать, что и в 2018 г. не обнаружатся новые непредвиденные обстоятельства, которые опять заставят продлить инвестпрограмму. И так до тех пор, пока многострадальный воронежский водопровод окончательно не придёт в негодность, а город не окажется на грани техногенной катастрофы.
Мы открыты
Андрей Броцман, гендиректор «РВК-Воронеж»:
- На 2014 г. было запланировано много проектов, но произошёл резкий скачок курса доллара. Например, мы хотели купить разрушитель - устройство, которое позволяет менять трубопровод, не вскрывая асфальт, - и установку горизонтально-наклонного бурения, произведённые известной американской фирмой. От покупки пришлось отказаться. Быстро найти замену было трудно - мы искали самое лучшее. В итоге, приобрели российское и белорусское оборудование.
Ещё труднее была ситуация с аэротенками (резервуар для биохимической очистки воды. - Ред.). Был разработан проект, предполагалось по максимуму устанавливать импортное - американское, немецкое - оборудование, но нам вообще отказали в его поставке. Но нельзя, скажем так, вместо одного болтика вставить другой - диаметр разный. Пришлось целиком менять проект, согласовать его, провести экспертизу. Только после этого мы снова провели закупки. Всё это и повлекло задержку.
Кроме того, появились задачи, изначально не указанные в инвестпрограмме, - скажем, на некоторых участках особенно часто происходят провалы и т. п.
Что касается закупок, у нас всё максимально открыто. В декабре прошлого года мы провели конференцию поставщиков и подрядчиков. Я открыто заявил: «Не знаю, что было раньше. Хочу, чтобы закупки были доступны для всех». Мы понимаем, что максимальная открытость даёт нам экономию затрат.
Где результат?
Светлана Звягина, член постоянной комиссии по ЖКХ, депутат городской Думы:
- Единственный довод «РВК-Воронеж», единственное видимое достижение - то, что вода стала поступать к горожанам без перебоев. Хочу это опровергнуть: перебои прекратились гораздо раньше. Зато за последние три года мы видим: машин, уходящих под асфальт, стало больше, аварий на трассах - тоже. Это видимая часть работы РВК. А с учётом того, что вся инвестпрограмма - это тариф, что всё уже оплатили люди, какой смысл вообще был переходить к концессии? Может, город сам бы мог справиться, включив все затраты в тариф?
Например, в Калуге есть печальный опыт подобной инвестпрограммы. За четыре года город понял, что, к сожалению, плюсов меньше, чем минусов. Поэтому в 2010 г. они прекратили эту программу, и город теперь сам работает и даже получает доходы, которых так не хватает в городском бюджете.
У разбитого корыта
Фёдор Ковалёв, эксперт-коммунальщик:
- У нас все муниципальные предприятия, не только водоканал, специально подводились под банкротство для того, чтобы пришли новые хозяева и заработали на этом. Все думают, что частник будет управлять лучше. Но когда нет конкуренции, монополист только диктует условия, а средства в ремонт не вкладывает. Приходят временщики и высасывают всё, что можно. Не могу утверждать, что чиновники получают за передачу предприятий откаты, - я за руку никого не ловил. Но часто так всё и устроено.
Я понимаю: если приходит инвестор, он должен сразу положить деньги на бочку - создать спецсчёт и перевести туда те же два миллиарда. Это позволит контролировать деньги. Ведь это городское имущество. Вдруг инвестор убьёт оборудование и сбежит? Что будет делать город? Что останется? Разбитая телега без колёс? А сказки можно рассказывать долго.
Уверен, что и вложенные 500 млн взялись из тарифа. Своих денег никто не тратил. Ведь восстановительная стоимость оборудования уже закладывается в тариф.
Просто наш муниципалитет работает по принципу «Кума с возу - кобыле легче». Нет предприятия - нет проблемы, и чиновникам легче живётся. Ведь это не их собственность - городская. Сейчас все чиновники и депутаты будут разводить руками. Мол, опять нас обманули. И так будет во всех отраслях, пока не поставят жёсткие условия.