Полная картина
Наталья Сычева, «АиФ-Черноземье»: Татьяна Фёдоровна, изменилась ли за последнее время работа российских этнографов?
Татьяна Пухова: Кардинальные перемены произошли в начале 90-х годов, с этого времени мы стали собирать этнографические вещи: одежду, предметы быта, утварь — в общем, всё, что связано с работой крестьянина на селе. Наша лаборатория народной культуры относится к филфаку, в основном мы изучаем устное народное творчество, и многие годы лишь записывали тексты песен, частушек, сказки, предания. Но теперь работа немного изменилась, потому что всё взаимосвязано: невозможно говорить о свадебной песне, не зная, как происходило само выданье, какие были нужны предметы или обрядовая еда.
— Понимаете, русская крестьянка, так же как и крестьянин, постоянно трудилась. Ведь всюду было только натуральное хозяйство, всё делали своими руками — даже одежду. Начинали с подготовки сырья. Собирали коноплю (не ту, которая сейчас запрещена, хотя и у прежней, цветущей конопли замечали какие-то особые свойства. Например, крестьяне говорили: «Не ходи весной в конопляник, а то русалки привидятся»). Коноплю выращивали, отделяли мужское и женское растение, потому что у мужского стебли и волокна были тоньше, а у женского — толще, и ткань получалась погрубее. Потом её надо было вымочить, высушить, трепать и мять, для этого использовали большие брёвна. А потом ещё расчесать и вытянуть на нитки, из которых на ткацком стане создавали полотна. Полотна эти отбеливали, чтобы материя не была серо-зелёной.
Попутно с делами пели песни. Если это незамужняя девушка, то обычно песни о подготовке приданого к свадьбе. Так и получается, что любой предмет быта — это тоже часть какого-то ритуала или даже обряда. Поэтому мы и решили собирать предметы быта наряду с песнями и сказками. Теперь у нас более полная картина того, как протекала жизнь крестьян.
Деревни пустеют
— Сложно ли сейчас найти людей, которые знают старинные обряды?
— Очень. С каждым годом у нас всё меньше остаётся и предметов старины, и людей, которые умели ими пользоваться. Из маленьких деревень жители переезжают в большие, при этом часть утвари теряется. Но это понятный процесс: кому хочется сидеть без воды, тепла и газа на хуторе, где всего три двора?
Естественно, люди уезжают, часто бросая, на их взгляд, ненужные вещи. Что-то вообще уничтожается, бывает, даже целые музеи. Допустим, школу закрывают в деревне, а там был музей, и экспонаты остаётся заброшен. К нам из таких школ студенты как-то привозили рубашки. Они все дырявые, наполовину истлевшие, потому что все вещи зашвырнули в какой-то угол, когда увозили столы.
— Получается, мы не дорожим своей историей?
— Я не сказала бы. Люди сейчас стали больше интересоваться историей, бережнее относиться к предметам старины. Просто этим надо заниматься. Сейчас наши студенты поехали, например, в село Пески, а там шесть тысяч жителей! И каждый может что-то да рассказать, надо просто работать, идти в народ, разговаривать. В этой экспедиции — одни первокурсники, и для них всё будет в новинку. Пообщаются, запишут, что-то новое узнают о быте, об истории. И такое общение надо поддерживать. А вот разделение — мы — городские, а — вы деревенские — пользы не принесёт.
Все мы, русские люди, оттуда — из деревень. Поэтому важно знать свою историю, уважать свои корни и понимать красоту народного искусства. Там же всё было не случайно, каждое действие было чем-то продиктовано, и всё это работало на сохранение здоровья и семьи. При этом всегда существовали чёткие моральные установки. Даже озорные частушки в народе пелись только на свадьбу — чтобы побольше детей было. А просто так, на других застольях, их не пели. Мораль была достаточно жёсткая, и она сохраняла народ.
А если посмотреть на произведения народных художников, то просто диву даёшься: как в предметах и одежде всё гармонично. Эта гармония была присуща народному костюму всегда. И это обязательно нужно помнить и сохранять.
Часть истории
— Остались какие-то традиции, которые живут в центральной России и поныне?
— В свадебных обрядах есть сохранившийся элемент — выкуп невесты. Сохранилась и обрядовая еда, например, на поминках готовят кутью из риса с изюмом, правда, раньше клали зёрна пшеницы. Какие-то детали рассыпаны повсюду, просто мы не всегда замечаем, для нас это естественно.
По сей день в селе Оськино (Воронежская область) проходит обряд вождения русалки. Сейчас он воспринимается как праздник, а раньше таким способом вызывали дожди. Обряд проводили через неделю после Троицы. Обычно это было время жары, когда нужен дождь, чтобы колосья налились. Среди селян были русальщики, которые шли и собирали народ, а заодно подарки, это почти колядование. Шли с песнями и плясками, вели всю это процессию в поле, чтобы русалка побегала среди них и таким образом коснулась земли, на которую должна упасть влага. Сейчас этот обряд там проводит Институт искусств.
В таких представляениях-обрядах нет ничего плохого. Раньше это была аграрная «магия плодородия», сейчас — часть нашей истории, сохранение традиций.