Примерное время чтения: 8 минут
1820

Что имеем - не храним. О народных обычаях и утраченных промыслах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ-Липецк 18/01/2017
Фото therussiantimes.com / АиФ

Невольно начинаешь задумываться: сохранилось ли хоть что-нибудь от наших предков. Об этом мы спросили Наталью Прямкову, искусствоведа, завкафедрой истории и теории культуры ЛГПУ им.П.П.Семенова-Тян-Шанского.

Куда уходят корни?

Екатерина Деревянкина, АиФ-Черноземье: Наталья Андреевна, с 7 по 19 января в России  празднуют святки. До сих пор среди детей и молодёжи популярна традиция — колядовать. Но имеет ли она что-то общее с обычаем наших предков?

— В настоящее время всё намного упростили, и колядовать по большей части ходят ради денег и веселья. А ведь раньше этот ритуал имел глубокий смысл. Само слово «колядовать» происходит от имени древнего славянского божества — Коляда, который олицетворял собой зиму, переходящую в весну, как говорили, «поворачивающий на лето». Поэтому у колядующих обязательно были звёзды, напоминающие солнце. Они ходили по домам и пели хозяевам пожелания доброго урожая, здоровья, прибавления в семье. За что те одаривали их чем-нибудь вкусненьким. Только там, где серьёзно занимаются фольклором, колядование ведётся правильно.

— А какие-то традиции дошли до нас в первоначальном виде?

— В Добровском районе есть замечательный обычай — на Троицу выстилать перед своими домами дорожки из разноцветного песка. Смотрится очень красиво. Главный мотив красочных узоров — кольца, символизирующие солнце. Это уникальный этнографический праздник, подобного которому нет нигде. И сохранился он только благодаря тому, что есть люди, правильно понимающие его значение. Ещё об одном интересном обычае мне рассказал мой студент. В селе Перехваль Данковского района его ныне покойная бабушка в начале лета устраивала проводы Русалки. Этот обычай уходит корнями в другой славянский праздник — Русалии. В этот день девушки готовили жареного гуся, свежее молоко, а вечером шли к воде, обычно в то место, где стояла водяная мельница, и бросали туда свои дары. Если наутро поля покрывались росой, это означало: русалки (кстати, существами они считались совершенно незлобными) их приняли, и засухи не будет. Но люди уходят, и традиции прерываются. Так же, к сожалению, и с народными промыслами. В силу географического положения у нас они были не так развиты, как, скажем, на севере, но всё равно люди занимались ткачеством, гончарным делом, лепкой глиняных игрушек. Но ведь почти ничего из этого не сохранилось.

— А как же знаменитая романовская игрушка?

— В своё время мне посчастливилось найти последнего потомственного мастера Ивана Гункина и пристроить к нему учеников. Потому что промысел практически погибал: дети и внуки Ивана Фёдоровича не захотели продолжать семейное дело. Пришлось обучать ребятишек из того же села — важно, чтобы они росли в одной среде. Десятилетия ушли на то, чтобы подготовить мастеров нового поколения. Такого в России не делал ещё никто. Но мне это удалось. Результатом многолетней работы стало открытие Центра романовской игрушки. Я так радовалась этому событию, оказалось — напрасно. Вместо того, чтобы изучать и развивать промысел, там сделали акцент на зарабатывании денег, а сам Центр романовской игрушки превратили в Центр событийного туризма. Уничтожить всё легко, а вот возродить потом будет невозможно.

Безымянные вещи

— Как бы то ни было, сегодня интерес к народному искусству растёт. Становится модной славянская тематика: одежда, обряды, песни. Ведь это же хорошо?

— Это хорошо, если люди, которые этим занимаются, подходят к данному вопросу грамотно. Народная культура — очень хрупкая вещь, она развивается совсем по другим законам, не так, как профессиональное искусство. Их надо знать и понимать.

Если же это просто бездумное подражательство: вышли на сцену в непонятных платьях, спели якобы народные песни, то в этом нет ничего хорошего. Исконные традиции уничтожаются, подменяясь псевдотрадициями, которые та же молодёжь принимает за чистую монету. И это, безусловно, плохо.

— Но ведь почти в каждом Доме культуры есть комната крестьянского быта. Порой там встречаются уникальные экспонаты. Почему бы с их помощью не изучать народную культуру?

— Этот вопрос надо задать руководителям культурных учреждений. Но я думаю, что вразумительного ответа вы не получите, потому что зачастую там сидят люди, далёкие от понимания сути народной культуры, даже не имеющие соответствующего образования. Они порой элементарно не видят разницы между традиционным искусством и рукоделием. Помню, однажды мы приехали в село, стали расспрашивать о традициях, нам подсказали адрес одной мастерицы, которая занимается вышивкой. Мы пришли к ней, смотрим: действительно, много вышивки, но вся она — из журналов. То есть люди даже не понимают, что к народному искусству это не имеет никакого отношения. Это обычное рукоделие. Тогда как народное искусство — память веков, а иногда и целых тысячелетий: взять, к примеру, керамику, там до сих пор сохранились формы, которые родились ещё в эпоху неолита.

— А попадались вам в поездках по сёлам по-настоящему ценные старинные вещи?

— Таких вещей много, но, к сожалению, их история чаще всего неизвестна. Так, в одном из районов в комнате крестьянского быта мы нашли огромный берестяной короб с крышкой — почти 40 см в высоту и 70 — в длину, явно не из наших мест: у нас такие берёзы просто не растут. Стали выяснять, откуда он взялся. А никто не знает: отдали родственники и всё. Почему нельзя расспросить об этой вещи, записать полученные сведения, ведь всё это потом пригодится? Но чаще бывает так: собирают всё, что попадается под руку, что люди не успели сжечь, — вышитые полотенца, горшки, одежду, даже не интересуясь их историей. Техническая революция разрушает народную культуру, а такие безграмотные руководители её добивают.

Повод для насмешек

— Некоторые считают, то же самое, что и с промыслами, происходит сейчас со сказками. Взять, к примеру, мультфильм «Три богатыря». Герои русских сказок и былин в современной интерпретации выглядят, как минимум, странно…

— Согласна. Внешний облик богатырей сильно искажён: такое ощущение, что они состоят из торса, шеи и плеч, на которых держится маленькая голова. Чем не повод для насмешки? А ведь этот материал идёт за рубеж. О цвете там и вовсе говорить не приходится — отношение к нему самое примитивное. Не сравнить с советскими мультфильмами того же Норштейна, Хитрука. Я не против современных интерпретаций русских сказок, я за то, чтобы подходить к этому грамотно. А до детей всегда нужно доносить первоисточник: читать книги и обязательно обсуждать прочитанное. Ведь в сказках заложен очень глубокий смысл, понять который самостоятельно ребёнок не в силах.

— Как думаете, не случайно именно сейчас на самых высоких верхах заговорили о создании общества защиты русской сказки?

— Его давно надо было создать, потому что многое уже утрачено. Нам нужно защищать и беречь то, что нам досталось от предков. Чтобы не было потом, как в известной поговорке: что имеем — не храним, потерявши — плачем.

— Может, по примеру сказочников создать общество защиты народных промыслов?

— Так защищать уже нечего! Почти всё уничтожено. Потомственных мастеров в сёлах практически не осталось, преемственность разрушена. А если хоть одно поколение из этой цепочки выпадает, всё — промысел уже не восстановить. Сегодня наша главная задача — постараться сохранить хотя бы то малое, что осталось. Найти, собрать и записать всё, что связано с народной культурой. Ведь это наше национальное достояние.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах