Примерное время чтения: 5 минут
499

Режиссер Генриетта Яновская: «Театр – это не сфера обслуживания»

Сюжет Детский фестиваль Маршак в Воронеже
Юлия Горшкова / АиФ

Главный режиссер Московского театра юного зрителя Генриетта Яновская рассказала о том, как строится работа над спектаклем, на что в первую очередь обращается внимание при просмотре артистов и как обстоят дела с современным театром.

Создатель и создание

Спектакль Генриетты Яновской «Собачье сердце», поставленный в 1987 году на сцене московского ТЮЗа стал настоящим событием в культурной жизни страны. Тогда постановка была воспринята как конец существующего строя и начало творческой свободы.

«Анализирую сейчас и понимаю, если бы я тогда сделала спектакль, касающийся только политического аспекта, наверное, он не шел бы так много лет в таком количестве стран, да и мне не был бы так интересен. То, чем мы занимаемся в театре, – это человек и человеческая душа, ее развитие. Я делала спектакль о том, как талантливый человек создает что-то новое, он безразличен к личности того, с кем работает, ему важен его талант», – рассказала Генриетта Яновская.

В постановке соединено «Собачье сердце» и «Роковые яйца». Большое внимание Генриетта Яновская уделила разбору материала, который шел больше месяца. Было важно понять мотивацию каждого героя, проанализировать его поступки. Как говорит Генриетта Яновская, к каждому персонажу она относилась без злобы и с большим вниманием. Преображенский – это знания и культура. Швондер – идеалист, искренне поверивший в революцию. Шариков – вселенский хам. «Каждый из них виноват и не виноват».

По словам режиссера, было важно показать, что создание – это фактически сын профессора.

«Я строила спектакль по логике взаимодействия с маленьким, которого воспитывают», – отмечает Генриетта Яновская.

Ключевым моментом также является то, что профессор в финале убивает создание, и это вызывает в нем глубочайшие изменения. Булгаков завершает книгу тем, что показывает нового пса у ног профессора. Но придумает ли Преображенский что-то еще? Вряд ли.

Чтобы сделать спектакль честным и искренним нужно разобраться в поступках героев.

«Нужно читать произведение так, как будто вы читаете его первым. Если вы знаете, что его уже читали, смотрите, не оболгали ли кого», – говорит Генриетта Яновская.

Нужно верить не словам, а поступкам. Таким оболганным персонажем режиссер назвала Кабанову из «Грозы».

«Мечтала поставить «Грозу» с институтских времен. Мне казалось, что Кабанова оболгана в течение 100 лет. Что она сделала плохого? Пыталась найти безнравственный поступок Кабановой, но нашла материнскую боль».

«Меня пугает торжество непрофессионализма»

Спектакль Генриетта Яновская сравнивает с организмом, который может болеть, однако при этом он останется все тем же, потому что нутро не изменить. Чтобы стать частью организма, артисты должны обладать заразительностью, чувством юмора, не общим выражением лица, осмысленным взглядом. Именно на эти моменты обращает внимание Генриетта Яновская при просмотрах актеров.

Отвечая на вопросы аудитории, режиссер выступила против разделения театров на детские и взрослые. Генриетта Яновская убеждена, что необходимо, чтобы каждый театр утром в субботу и воскресенье играл спектакли для детей. Вечерний репертуар тоже может быть для детей, но здесь они становятся частью публики.

«Я противник разделения людей по возрастному признаку. Я делю зрителя по горизонтали интереса к жизни. Ему может быть 70 или 12, но интерес к жизни у них схожий», – отмечает Генриетта Яновская.

Сейчас, по мнению режиссера, оказывается мощное давление на культуру: требование, чтобы культура была понятная массам.

«Говорят: «Непонятный спектакль». А почему всем должно быть понятно? Не может этого быть». Театр – это способ познания мира, это не сфера обслуживания. Однако с экономической точки зрения театр живет именно по законам сферы обслуживания. Еще один момент, который может тревожить, – это легкое отношение к работе в театре. «Меня пугает торжество непрофессионализма и исчезновение профессиональных понятий, профессиональной этики во взаимоотношении с театром, с материалом. Когда я вижу торжествующий непрофессионализм, у меня сжимается сердце».

Завершая творческую встречу, Генриетта Яновская посоветовала артистам, режиссерам и всем, кто не связан с искусством, читать, учить стихи. И в первую очередь обращать внимание на музыку, ритм стиха, и уже потом на содержание. По мнению режиссера, это может помочь не только в карьере актера, но и просто в жизни.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах