В «РВК-Воронеж» уверяют, что всего лишь соблюли постановление правительства. Впрочем, законы коммунальщики любят соблюдать лишь когда они в их пользу.
Шок от суммы
На прошлой неделе в помещениях управляющих компаний и офисе «РВК-Воронеж» выстроились громадные очереди. Многие горожане были шокированы счетами за холодную воду и водоотведение. Дело в том, что суммы были выставлены не по показаниям счётчиков, а по нормативу, который составляет 6,96 куб. м на человека. Получается, что семья из трёх человек должна была заплатить за месяц почти за 21 куб. м, хотя реально тратит обычно не больше 8-10 куб. м. И эта сумма ещё умножается в 1,5 раза — на повышающий коэффициент, с помощью которого граждан заставляют устанавливать счётчики.
В водоканале сообщили, что такие счета получили потребители, которые вовремя не поверили приборы учёта. Эту процедуру положено проводить раз в шесть лет, причём через аккредитованные организации, в том числе, конечно, и «РВК-Воронеж». В компании уверяют, что предупреждали о просрочке: информация была размещена на 30 тыс. майских квитанций, выпущенных расчётным центром ЕПСС.
«К сожалению, только 8 тыс. наших потребителей внимательно отнеслись к информации в платёжном документе и смогли вовремя позаботиться о поверке счётчиков, — рассказала руководитель центра обслуживания абонентов «РВК-Воронеж» Вера Щербинина. — Поэтому в июле квитанции на оплату услуг водоснабжения и водоотведения, рассчитанные по нормативу, получили около 22 тыс. абонентов. Данной мерой компания могла воспользоваться и раньше, т. к. у большинства из оповещённых абонентов срок поверки вышел более чем год назад».
Выгодное дельце
Впрочем, некоторые пострадавшие утверждают, что ничего не нарушали.
«Мы поверили оба счётчика в прошлом году, — говорит читательница Галина Стаценко. — Чтобы добиться перерасчёта, пришлось отстаивать огромную очередь на жаре».
Понятно, что такой подвиг совершит далеко не каждый — кто-то просто махнёт рукой и заплатит, сколько выставили. Тем более что за подобные «ошибки» коммунальщики никакой ответственности не несут. Что и говорить, «продажа воздуха» — дело выгодное.
В «РВК-Воронеж» ссылаются на постановление правительства № 354, которое обязывает абонентов проводить поверку. Тем, кто вовремя не предоставил свидетельство об этом, плата должна два месяца начисляться по среднему, а с третьего — по нормативу.
Впрочем, стремясь увеличить плату, «РВК-Воронеж» порой и сам нарушает закон. Так, в конце июля завершилась, наконец, длинная судебная тяжба: водоканал безуспешно пытался оспорить решение антимонопольной службы, которая в 2016 г. обнаружила, что в тариф на воду включены необоснованные расходы на 241 млн рублей. РВК хотел заставить горожан заплатить за информационно-консалтинговые услуги. В итоге тариф был снижен на 14,2%. Суд признал правоту УФАС.
Мнение эксперта
Фёдор Ковалёв, специалист-коммунальщик:
«Это обычный обман, который прикрывают бредовым постановлением: РВК продал товар, который не произвёл и не поставил. Почему не реагирует ФАС?
Почему, если счётчик воды не поверен, надо применять норматив? Ведь есть общедомовой прибор учёта. Давайте рассчитаем тогда расход по нему.
И я считаю, что если наши чиновники никак не реагируют на происходящее, не обращаются в ту же прокуратуру, то они — прямые соучастники этого беспредела».