После масленничной недели и Великого поста начнется пора свадеб. Так было в старину, так остается и сейчас. У наших предков свадьба всегда была красочным праздником с обильными угощениями, вносившим долгожданное разнообразие в трудное и небогатое течение жизни. Но от самих новобрачных и, особенно, их родителей требовалось много усилий: нужно было и сватовство правильно организовать, и пир на весь мир закатить, и никого из родни вниманием не обойти. Как играли свадьбы на Руси, корреспондент «АиФ-Черноземье» узнал у краеведа Николая Сапелкина.
Ну что, сыграем?
Пожалуй, не было в судьбе русского человека события важнее свадьбы. Девушка переходила из рода отца в род мужа, по сути, рождалась в новой семье. Потому и вносил жених невесту в дом на руках — как младенца. Для мужчины брак был главным шагом на пути к выделению из большой крестьянской семьи, основанию своего подворья.
«На Руси говорили: что ни город — то норов, что ни волость, то свой обычай, — замечает краевед Николай Сапелкин. — Но на большом пространстве нынешних Воронежской, Липецкой, части Тульской, Орловской, Курской и Белгородской областей свадебные обычаи в целом были похожи. Кстати, они хорошо показаны в фильме «Жила-была одна баба». Эту картину резко критиковали, но в части этнографического материала всё там передано верно».
Кстати, свадьбу в русской деревне не «праздновали» и не «отмечали». Её всегда играли. И игра — это целая система ритуальных и магических действий, которая готовила молодых людей к резким переменам в жизни. Особенно много обрядов касалось невесты — среди них была и проверка на девственность, хотя в целом к добрачным связям в русских деревнях относились не так уж строго.
Когда же в деревнях играли свадьбы? Конечно, не в мае, когда вовсю идут сельскохозяйственные работы. Из такой свадьбы ничего, кроме маеты, не выйдет. И не в июне, когда покос. В декабре придётся сидеть в темноте — какой уж тут праздник? А ранняя весна — пора копить силы и еду, готовиться к посевной.
Словом, на торжество остаётся не так уж много времени. Во-первых, это святки — уже светло, ещё остались запасы мяса и появились деньги после продажи зерна. Правда, много гостей на такую свадьбу не позовёшь — праздновать можно только в избе. А ведь самое главное — чтобы в торжествах участвовало как можно больше людей. Все должны были знать: отныне женщина замужем, засматриваться на неё не смей. После свадьбы о новом статусе дамы говорил и внешний облик: другая причёска и бабская понёва вместо девичьего сарафана.
Второй, и, пожалуй, самый подходящий свадебный сезон — это праздник Красной горки и осень, когда собран урожай, а на улице ещё тепло.
Путём переговоров
«Есть поговорка: той земле не устоять, где начнут устои ломать, — продолжает краевед. — Правила свадьбы восходят ещё к дохристианской эпохе. Христианство добавило только венчание — чтобы оформить отношения перед Богом и законом».
Прологом к свадьбе было сватовство. Принято думать, что супруга выбирали исключительно родители — это не совсем так. Соседи жили открыто: молодёжь общалась на масленичных забавах, в хороводах на Троицу, на вечёрках, во время совместной работы.
Но, конечно, за матерью и отцом было решающее слово. Ведь в крестьянском обществе все прекрасно знали не только соседей, но и родословную той или иной семьи, старались присоединиться к более здоровой, бойкой, трудолюбивой породе. Разумеется, важнейшую роль играл и достаток будущих родственников.
Обычно молодые присматривались друг к другу, советовались с родителями, получали их согласие. После этого мать с отцом, ближайшие родственники или свахи шли в дом девушки вести переговоры. Это у других народов невест умыкали — наши предки ценили дипломатический талант. Ведь отдать дочку сразу было неприемлемо — отказывали минимум трижды. При этом, разумеется, рисковали: вдруг в четвёртый раз сваты уже не заявятся?
Задачей девушки было приготовить приданое — как правило, сделанное своими руками: вышитые рушники, утирки, покрывала, одежду. Если сватовство удавалось, следующим этапом становились смотрины — родители девушки смотрели хозяйство семьи жениха. После этого происходил пропой — помолвка.
«Этнографы до сих пор гадают: отчего происходит это слово — от «пропить» или от «пропеть»? Ведь обряд состоял и из того, и из другого: по-родственному обмывали соглашение и одновременно пели свадебные и лирические песни, вспоминая свою молодость. Жаль, что такое красивое слово уходит, — грустит Николай Сапелкин. — В нём нет пропаганды алкоголя, зато звучит наша глубинная традиция».
Забава, а не мордобой
Собственно свадьба, как частенько и сегодня, начиналась с выкупа. Перед женихом и его товарищами вставали самые неожиданные преграды — нужно было показать и ум, и смекалку, и финансовую состоятельность. Затем от дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь на венчание. В храме и таинство проходило, и вносилась запись о бракосочетании.
После этого все ехали в дом жениха, где и проходили основные торжества. У порога уже стояли родители парня, благословляли молодых хлебом и приглашали гостей. Начинался свадебный пир, который тоже был обрядом с подробно расписанным действием: одни реплики полагались друзьям жениха, другие — подругам невесты, третьи — родителям и родственникам с разных сторон.
Необходимым персонажем свадебного торжества был ряженый «медведь» — парень в вывернутой шубе должен был незаметно подкрасться и умыкнуть невесту. Окружающие перешучивались и пели про Топтыгина.
Русская свадьба не обходилась без срамных частушек, которые тоже были ритуалом — призывом к плодородию. Почти в обязательном порядке происходили и драки — но не пьяный дебош, а молодецкие забавы, после которых не оставалось обид и упрёков. Тем более что наши предки, в вопреки расхожему мнению, пили очень мало. На столах стояла в основном некрепкая брага и медовуха — для молодых. Если и был самогон, то им обычно не злоупотребляли.
Под вечер молодых провожали в опочивальню. Если праздновали на улице, жениха с невестой располагали в доме. Если пир шёл в хате, а они, как правило, были однокомнатными, то — в сенях или во времянке. Зимой, конечно, было сложнее, но выход находили всегда.
Если праздник продолжался и на следующий день, пир часто перемещался в дом невесты. Но на третий день снова возвращался на подворье жениха: ведь именно здесь предстояло жить молодым.