Зачем маршрутке контролер

   
   

Стычки с контролерами в маршрутках по поводу есть у вас билет или нет начались с января прошлого года. Тогда в области создали Государственное учреждение "Административно-транспортная инспекция", и контролеры пошли по салонам городского транспорта.

Поначалу пассажиры даже не понимали, чего от них хотят. В муниципальном автобусе без билета и захочешь - не проедешь: кондуктор, как наседка, на каждой остановке пересчитывает вновь вошедших и заставляет брать билет. В маршрутку без денег тоже не сунешься. Но стычки с контролерами приучили граждан: билет лучше взять. Так спокойнее.

"Ни за что ни про что отобрали 50 рублей, да еще и милицией пригрозили!" - сетует пассажир маршрутного такси, представившийся Николаем.

"С меня тоже не раз требовали штраф заплатить, - вступает в беседу другая пассажирка маршрутки. - Вставала, брала билет. Когда обходилось, а когда и приходилось выходить. Разве что докажешь?"

Кстати, сегодня штраф за безбилетный проезд уже не 50, а 100 рублей. И пассажиры при входе в маршрутки (про муниципальные автобусы мы сегодня говорить не будем), оплатив проезд, уже без напоминаний тянутся к заветным рулончикам. Правда, только в свободном салоне - в часы пик число желающих лезть за билетом резко сокращается.

По обе стороны баррикады

При входе в автобус контролеры требуют предъявить карту допуска водителя, путевку, маршрутную карточку и билетно-учетный лист. Этот хитрый документ должен точно показывать количество проехавших пассажиров. Правда, при соблюдении двух условий: все пассажиры оторвут по билетику, а водитель на конечном пункте внесет номер очередного билета с рулончика в ведомость.

Директор Административно-транспортной инспекции Владимир Иванов объясняет: "Эти данные необходимы для контроля. Мы обязаны знать, сколько доходов получил предприниматель и сколько с этих доходов платит налогов". В управлении дорог и транспорта добавили: "Предприниматели часто жалуются, что у них нет средств, чтобы покупать новые автобусы, создавать более комфортные условия для перевозки пассажиров. Вот мы и посмотрим, как обстоят дела".

"Они лукавят! - опровергает эти доводы частный предприниматель Галина Орлова (ИП "Орлов" занимается перевозками пассажиров на маршруте N 330). Мы все - на вмененном налоге, то есть налоги перечисляем в зависимости от наличия пассажирских мест. И количество проданных билетов нисколько не влияет на перечисляемую сумму. И вообще непонятно, что на городских маршрутах делает эта Административно-транспортная инспекция? Техосмотр автобусов контролирует Управление госавтодорожного надзора, посадку-высадку - ГИБДД, расписание городского транспорта - департамент гортранспорта в администрации города. Зачем создавать эти никому не нужные дубляжи? Тем более что общение с контролерами сильно отвлекает водителей от маршрута. А ведь он не дрова, людей везет. Доходит до смешного: один из моих автобусов проверяли трижды за смену!"

У контролеров свои жалобы к владельцам и водителям маршруток. Часто, едва завидев их на остановках, водители захлопывают двери и уезжают. Отказываются предъявлять путевку и другие документы.

"Доходит даже до безобразия, - возмущается старший контролер Ольга Зайцева. - Называют нас нецензурными словами, выгоняют из салона за безбилетный проезд, настраивают пассажиров против нас. Бывает, и с кулаками бросаются - приходилось даже милицию вызывать. Поэтому контролеры никогда не ходят поодиночке. И у каждой смены с собой фотоаппарат - в случае чего зафиксировать нарушения. По факту нарушений составляют "постановление об административном нарушении".

ФАС на вас!

Частные же перевозчики считают работу контролеров незаконной. Штрафы по "выявленным нарушениям" они не платят, а протоколы обжалуют в суде. У них на руках - десятки судебных решений, где суд признает их правоту. Вот, например, выдержка из решения Октябрьского районного суда Липецка от 13 марта 2008 года. Контролер установил, что 19 февраля водитель маршрутки не заполнил билетно-учетный лист. Судья, рассмотрев жалобу на постановление ГУ "АТИ Липецкой области", отменила это постановление. Основание: нет состава административного правонарушения. Предприниматели даже подали жалобу в антимонопольное управление. 13 марта там вынесли заключение: работа контролеров на городских маршрутах противоречит федеральному законодательству. Они могут контролировать только пригородные и межмуниципальные перевозки. Соответствующее предписание направили в Управление дорог и транспорта Липецкой области. Как и следовало ожидать, в управлении с ним не согласились. Ведь ГУ "Административно-транспортная инспекция" является дочерним предприятием этого самого управления. Острый вопрос пока не закрыт. Вероятно, решать его придется уже в арбитражном суде.

Языком цифр

416 маршрутных автобусов из 25 предприятий-частников каждый день выходят на линии в Липецке.

Смотрите также: