«Нелегалы», конечно же, не утруждают себя прохождением медосмотров, техосмотров своих машин, а порой и с правилами дорожного движения знакомы весьма посредственно. Тем не менее пассажиры после пары минут уговоров готовы переплатить и отправиться в путь на свой страх и риск. В Курской области проблема в лице таких нелегалов стоит достаточно остро, поэтому было решено в очередной раз попытаться найти пути её решения.
Лицензии не катят
Как рассказал управляющий партнёр коллегии адвокатов, сопредседатель «Центра правозащиты перевозчиков» Александр Терновцов, рынок неофициальных перевозок составляет порядка 30–40%. Эти данные взяты из опросов официальных перевозчиков, которые встречают нелегалов на дорогах каждый день. Они ездят без установленных лицензий и разрешений, без прохождения медицинского и технического осмотра, чем, конечно же, подвергают опасности не только свою жизнь, но и жизнь собственных пассажиров, а также других участников дорожного движения.
«Как только мы начали заниматься изучением данной проблемы, выяснилось, что нелегальных перевозчиков можно разделить на две части: нелегальные такси и нелегальные пассажирские перевозки. Так вот, последние для того, чтобы уйти от контроля и ответственности, просто стали переоборудовать машины на другую категорию. Предположим, покупается категория В, которая по законодательству относится к легковым автомобилям и предполагает 8 мест, а после автомобиль переоборудуется до 15–17 мест. Всё это происходит без всяких разрешений и исследований. Цель одна: уйти от контроля и «набить» как можно большее количество пассажиров в свой микроавтобус. При этом происходит полное игнорирование законодательства. От этого и страдают официальные перевозчики», – поделился Александр Валерьевич.
Согласно исследованиям, в основном нелегальные таксисты – это те, кто не платит налоги. Однако проблема не только в наполняемости бюджета. Ведь у них может в любой момент сломаться машина, и водитель просто высадит пассажиров на трассе. Как выяснилось, такие случаи уже бывали, и не раз.
Цена вопроса
Пассажирам самим важно понимать, что лучше пользоваться официальными перевозками, и не только из–за наличия лицензий и разрешений. Водители проходят каждое утро медицинское освидетельствование. В случае же каких–то поломок автобуса человеку выплачивается компенсация. – Хочу сказать, что примерно полгода назад было принято законодательство, и теперь на деятельность перевозчиков не устанавливаются тарифы. Все предполагали, что как только государственный контроль будет снят и перевозчики будут сами регулировать цены, то они сразу вырастут. Что показал опыт? Перевозчики – люди социально ответственные. Цены не просто не начали расти, они начали снижаться. Мы подсчитали, что если взять даже 150 неофициальных такси, то потери бюджета составляют порядка 3–4 миллионов рублей в месяц из–за их неуплаченных налогов. Я думаю, это ощутимая сумма, – подчеркнул Терновцов.
Понятно, что есть убыточные направления, которые не приносят в должной степени прибыль. Но там, где есть заполняемость, по официальным данным, тарифы не растут. Поэтому по стоимости легальные и нелегальные перевозчики конкурируют. Но самое интересное – нелегальных перевозчиков контролирует меньшее количество органов, чем легальных. И всё–таки, пока ощутимые меры борьбы с нелегалами не установлены, пассажиры продолжают пользоваться их услугами. Вопрос, как «приучить» курян ездить на официальных автобусах, сейчас самый сложный.
Встали на маршрут
Самая лучшая пропаганда – это качество услуг. Официальные перевозчики, безусловно, должны отвечать современным требованиям. Их автобусы должны быть комфортабельными, оснащены вай–фаем, телевизором. Помимо комфорта немаловажную роль играет и ответственность. Официальный перевозчик при нарушении лицензионных требований несёт очень серьёзную ответственность по законодательству. Если пассажир увидит уровень качества, оказываемый официальными перевозчиками, он задумается, а стоит ли ехать с нелегалом? На данный же момент получается так, что даже такие «убитые» жёлтые «ГАЗельки» хоть и не могут конкурировать по комфорту с официальными перевозчиками, за счёт своей наглости просто «выдавливают» их с маршрута.
Как оказалось, есть и ещё одно преимущество последних перед официалами. Нелегал может подъехать по требованию к каждому дому и завезти пассажира в любой микрорайон города, а не просто довезти до автовокзала. Мелочь – а приятно. Официальные перевозчики стреножены расписанием и данными тахогрофа, который фиксирует все отклонения от маршрута, в том числе и вынужденные.
Так, уже в течение долгого времени официальные перевозчики не могут обслуживать маршрут «Курск–Полевая» из–за того, что им просто не дают это делать «нелегалы»: они блокируют «официалов» на начальных и конечных остановках. Были случаи, когда машины даже били, прокалывли колёса, кидали металлические шарики в стёкла, угрожали водителям. В направлении «Курск–Пристень», к примеру, ходит официально два автобуса, а нелегально – примерно пятьдесят.
В поисках выхода
Действительно, законодательство в этой сфере хромает. Наказания по нелегальным перевозчикам отсутствует, штрафные санкции по отношению к ним смешные. Вот, к примеру, взять Белоруссию. У тех, кто там занимается нелегальными перевозками, транспортное средство изымается в пользу государства. Сам человек, занимающийся этим, попадает под уголовную ответственность, идёт конфискация имущества, нажитого незаконным путём. Ещё несколько лет назад нелегалы толпами курсировали между пассажирами в здании самого автовокзала. Сейчас за порядком следят ЧОПовцы.
«Когда я получил свою должность в 2014 году, нелегалы настолько наглели, что просто подходили к кассам автовокзала, вырывали деньги за билет у пассажира и уговаривали его поехать с ними. После привлечения ЧОПа, в зале ожидания курского автовокзала этого уже нет, – рассказал генеральный директор объединения «Автостанция» Юрий Казначеев. – Зато в Железногорске буквально месяц назад был случай, когда нелегальные перевозчики играли в карты у кассы, а люди был вынуждены покупать билеты через них. В Обояни нелегалы забирают по 30 человек. Какой из перевозчиков не хотел бы получить ежедневно такой пассажиропоток? Нелегалы знают расписание всех автобусов и просто ставят свои машины за 5–10 минут и спокойно собирают людей».
Кроме того, использование нелегалами переоборудованных машин заставило официальные органы задуматься о привлечении бомбил уже не к административной, а к уголовной ответственности. «В настоящий момент прорабатывается вопрос применения статьи 238 УК – это «Предоставление услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей». Это уголовная ответственность, и там штрафные санкции до 300 тысяч», – заявили в Управлении государственного автодорожного надзора. Однако ни штрафы, ни редкие бессистемные рейды, о которых нелегалы почему–то зачастую узнают заранее, ни другие разрозненные действия до сих пор не смогли справиться с проблемой пассажирского пиратства на дорогах.Как бы там ни было, пока ситуация с нелегалами полностью не решится, они так и будут чувствовать себя безнаказанно и «собирать» пассажиров ещё у входа в автовокзал. Но все участники рынка уверены, что шаг на пути к порядку должны сделать именно власти.