Два уголовных дела, рассмотренных федеральным судом Белгородского района. Казалось бы, совершенно разные по сути - убийство и лишение родительских прав. Но общность их лежит на поверхности - тупое равнодушие. К судьбе своей, к жизни других. И второе - обыденность злодейства.
Как-то разговаривал с одним студентом. Нормальный парень, далеко не дурак. В меру интересуется политикой, в меру - спортом, немного - культурой, выпивает крайне редко. Меня интересовало, обсуждают ли они тему насилия, захлестнувшего страну, поражает ли оно их. К такому ответу я, в общем-то, был готов, но всё же таилась надежда - а вдруг ошибаюсь? Не ошибся - подобные вопросы затрагивают мельком. Вот это и страшит. Молодые воспринимают жестокость как данность - что есть, то есть, это реалии, нас пока непосредственно не касающиеся, а потому нечего и голову забивать ненужными, с их точки зрения, размышлениями.
Восемнадцатилетний парень убил человека. Не в драке, не с целью грабежа. Просто на почве личной неприязни (ранее он уже угрожал ножом будущей жертве). Подошёл к спящему и начал бить того кулаками и молотком по голове. Потом ушёл. Всё. Утром Журова нашли мёртвым. Но потрясает не только это животное равнодушие. Как оценить поведение матери убийцы? Сразу после трагедии сын зашёл домой. Пьяный, с многочисленными пятнами крови на одежде. Он признался, что убил человека, но имени его не назвал. И мать легла спать. А утром в магазине говорили об убийстве Журова. И только тут она всполошилась, побежала домой. Без комментариев.
Так что же побудило Варина лишить жизни другого человека? Звучит жестоко, но я вижу главную причину в образе жизни убийцы и его жертвы. Выпил - поспал, выпил - поспал. Всё остальное, как в тумане.
Я хорошо знаю этот контингент. По большей части такие люди злобны и агрессивны. Их непредсказуемость переходит все мыслимые границы. Из-за одного слова они готовы крушить всё и вся. Кто-то не так посмотрел, кто-то выбросил окурок, не поделившись с собутыльником, кто-то не долил пять граммов. Беспричинные причины мгновенно рождают беспредел. Но водка - не причина, она - следствие. Пить ведь начинают такие люди от тупости, серости существования. Человек, обладающий нравственным началом, алкоголиком стать может, но преступником - почти никогда.
Сельская жизнь, безотцовщина, 90-е годы - страна мечется, всё перевёрнуто с ног на голову, каждому предоставлено "право" на самостоятельное выживание. И пацаны, не приученные мыслить, читать (некому было приучить), лишённые всяких интересов, машут на всё рукой и звереют. От беспросветности и злобы на хапающих неправедные миллионы.
Варин получил 9 лет. Осуждаю я его? Безусловно. Жалко мне его? Конечно. Потому, что на его судьбе поставлен крест. Не им собой. Но обществом. Не наказанием (справедливым), а отношением своим к рядовому человеку.
Все знали, что квартира одинокого Журова - притон. Здесь собирались алкоголики. В таких убежищах преступлений не избежать. Но знаете, что ещё поражает? По месту жительства хозяин притона характеризовался удовлетворительно - ну, пьёт человек, ну и пусть себе, привечает алкашей, так сам же не буянит. Да, никто не бил в колокола. А до других ли, когда чуть ли не каждый селянин на Руси завяз в своих проблемах, как в бурьяне?! Не сам завяз, государство его туда втащило. И в подобных делах на скамье подсудимых рядом с убийцами должно незримо присутствовать государство.
Моя родственница около тридцати лет назад уехала жить в Германию. В 1992 году навестила родину. Перед отъездом сказала: "Больше никогда сюда не вернусь. Люди стали очень агрессивны, конфликтуют из-за пустяков". Мой ответ: "Заставь немцев жить в таких условиях, и они озвереют".
В другом селе Белгородского района 28-летняя Ручьёва лишена родительских прав. Увы, в России это не факт, а явление. Описывать, в каких условиях жила пятилетняя дочь матери-алкоголички, я не стану. Оторопь берёт. Лишь одну сцену упомяну. Дочь попросила поесть (в кои веки), а так называемая мать, её родившая, сломала ребёнку ключицу. У Ручьёвой уже была одна дочь, которую отобрали и поселили в детский дом. Иначе как равнодушием я не могу объяснить попустительство общества и государства. Почему подобным женщинам раз за разом позволяют рожать детей, понимая, что подавляющее их большинство станут алкоголиками и преступниками? Они потом берутся за молотки, топоры, ножи... Да ещё, если успевают, плодят себе подобных. Замкнутый круг? Или мы всё же поймём, как его разорвать?
Смотрите также:
- Жестокость как норма. Эксперты о том, как и почему становятся «живодерами» →
- Доктор психологических наук Алексей Чернышёв: «У подростков нет идеала» →
- Аптека, улица, "фонарь"... →