Примерное время чтения: 6 минут
620

Доктор психологических наук Алексей Чернышёв: «У подростков нет идеала»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ-Курск 19/03/2014

«АиФ–Курск» узнал у учёного с мировым именем, почему сегодня так опасны подростки и смогут ли изменить ситуацию нынешние реформы образования.

Подростков боятся

– Алексей Сергеевич, учителя жалуются на то, что ученики с каждым годом становятся всё хуже и хуже. Действительно ли это так?

– Во многом учителя, конечно, правы. Подростковый возраст сам по себе очень трудный, причём объективно трудный. Но это было тысячелетиями. И только во время Великой Отечественной войны, когда перед страной и людьми стояла задача – выжить, проблемы подростков не было. Дети сразу становились взрослыми, и не было никаких конфликтов. Но на сегодняшний день проблема подростков обострилась. Вот вам факт: социологические исследования показывают, что половина населения Европы боится подростков. В нашей стране общество, как отмечают психологи, не готово работать с подростками: мы не знаем, что с ними делать.

Это конфликтный, неуравновешенный, невнушаемый, болезненный, ранимый и в то же время агрессивный тип ребёнка. Одна из главных его проблем – это отсутствие образа будущего. Человек должен представлять себя через 10–15 лет. 40 лет назад наши школьники в 7–8–м классе знали, кем они будут. Современный подросток потерял образ будущего, он у него размыт. Он не видит, кем он станет, то есть он без компаса идёт по жизни. Более того, образ будущего заменяется лёгкой картиной благополучной жизни. Это называется трагедией завышенных стандартов. Наше телевидение показывает ребёнку «красивую жизнь», где у людей есть всё: коттеджи, иномарки, курорты, женщины, почёт, слава. Но не показывает, каким путём это достигается. Таким образом, современный подросток о профессии не думает, о своих личных качествах тоже, он надеется, что автоматически, как только он подрастёт, он всё получит, потому что телевизор так показывает. Но как только он начинает входить в жизнь, он понимает, что на кусок хлеба не всегда заработать может. И тогда подросток становится агрессивно фрустрированным. Фрустрация – это дискомфорт, позор, ощущение неудачи и не­уверенности в себе, которые переживаются бурно, и подростки со зла разрушают всё на своём пути.

– Поэтому подросток идёт на преступления?

– Человек совершает преступление по целому ряду причин, но одна из них фундаментальная – потеря эмпатии. Ребёнок в три года может не переживать горя матери. Вот он упал в лужу в новом костюме и идёт домой совершенно спокойно. Это, возможно, будущий преступник по сути. В идеале он должен думать о маме, о том, что она расстроится и будет ругать. Вот в чём сущность человека: умение относиться к другим, как к себе самому. Это и называется эмпатией. Есть категория людей, которые потеряли это чувство. Тогда они живут «без компаса»: убивают человека спокойно. Я, как эксперт, столько таких случаев видел. Подросток убил человека, потому что он просто ему загородил свет. А у погибшего парня жена и двое детей остались. Говорю убийце: « Ты думал о том, что его ждут близкие? Что они чувствуют?» А он отвечает: «Не знаю, не думал».

Родители тоже виноваты

– Что делать в этой ситуации?

– Надо, чтобы подросток приобрёл высшую форму активности – деятельность. Это трудовая, учебная, культурно–массовая, спортивная и политическая деятельность. Мы же сейчас больше на спорт и на художественную самодеятельность ориентируемся. Кроме того, необходимо, чтобы эта деятельность носила яркий характер. Без опыта ярких впечатлений наши наставления подростки не примут.

– Какие главные ошибки в воспитании допускают родители?

– Я родился в семье тружеников, с 8 лет уже пахал. Мог выполнить все работы по хозяйству, сходить за отца подежурить в сельсовете. Воспитывать надо трудом, дисциплиной, «поиском напряжения». В чём проблема родителей: они сами, пережив тяжёлые годы, хотят, чтобы их дети жили лучше их. Мать сама за хлебом бежит, пол моет, ребёнок – только свои задачи решает, даёт ему деньги, а он сидит на всём готовом. Впоследствии этого он ждёт и от взрослой жизни.

Без литературы не проживём

– Вы поддерживаете нынешние реформы школьного образования?

– Назвать меня сторонником реформы образования трудно. Я, как и большинство моих коллег, считаю, что она идёт ошибочно, грубо и необоснованно. Но ценным в этой реформе представляется то, что меняется менталитет и смысл образования. Ведь в чём смысл образования? Многие ответят – знания, умения и навыки. Но нет: смысл образования – это развитие психики человека с помощью знаний, умений и навыков.

Сейчас идёт ориентация на личностный результат обучения. То есть учитель физики теперь думает, как он на своём уроке будет развивать интеллект и духовно–нравственные качества личности, способствовать росту сильных и слабых учеников. Кончилось то время, когда личность была не так опасна, как сейчас. Поэтому ей сейчас необходимо уделять особое внимание.

– В чём тогда минусы нововведений?

– Сущность человека, его красота лучше всего представлены в единственной науке – литературе. Но в современной школе литературы практически нет. Я почти на каждой лекции задаю студентам самый сложный вопрос: назовите главных героев пяти произведений Пушкина. Ни один студент, причём умный, не может этого сделать. Наше поколение после окончания школы знало примерно 500 стихотворений. Нынешние студенты порой не знают и одного. Мы теряем литературу. На её место приходит телевидение. Его распутство влезает в незащищённые души и деморализует их. Чтобы показать, что артист хороший, надо сообщить, что у него было несколько жён. И это стало нормой. Люди, создающие такую норму – это, как говорят критики, звери в яркой шерсти, убивающие Россию. Против нас идёт жестокая психологическая война со стороны Америки. И, уничтожая нашу литературу, можно уничтожить Россию.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах