"На что и клад, коли в семье лад" - эта старинная народная мудрость дала название выставке в Белгородском музее народной культуры. Она открывает двери в удивительный мир свадебных обрядов, семейных традиций.
В давние времена венчание и подготовка к нему были настоящим театрализованным действом, и, пожалуй, одним из самых важных событий в жизни человека.
Хоть сегодня под венец
На выставке представлено более 50 предметов свадебной одежды XIX - начала XX века. Один из самых редких экспонатов - старинный мужской костюм. Но все же основу коллекции составляют женские платья. Хотя слово "платье" - не совсем верное определение. Одежда белгородских женщин состояла из множества предметов и имела различия в каждом районе. Ближе к Курску женщины обычно носили сарафан, в Приосколье предпочитали юбки, а на западе украшали себя поневами. Этот прообраз юбки мог быть самых неожиданных цветов, умелые мастерицы расшивали их замысловатыми тонкими узорами. Зажиточные крестьянки имели десять, а то и более понев на все случаи жизни - как радостные, так и печальные. Этот элемент одежды был настолько важен, что отразился в пословицах. "Понева наденется - воля переменится" - так говорили в народе про девушку, выходящую замуж.
Коллекция музея еще в стадии формирования, но уже сейчас богатство фондов впечатляет. Только предметов одежды собрано около восьми тысяч! Почти все они подлинные, много лет назад сшитые руками мастериц нашего региона и передававшиеся по наследству из поколения в поколение. "Мы держим старинные наряды в сундуках, ведь именно этот способ хранения самый лучший, проверенный веками, нашими прабабушками, - говорит старший научный сотрудник музея Ольга МАТВЕЕВА. - Благодаря этому ткани за минувшие сто-двести лет не потеряли первоначальной яркости и выглядят так, что хоть завтра на свадьбу надевай".
Наряды действительно хороши и могли бы украсить любую девушку на выданье как в былые времена, так и сейчас. Есть здесь и рубаха с кисейными рукавами и так называемыми "золотыми ремнями" - рубаха с "хвороботами". Таким занимательным словом в старину называли кружево на тканом полотне. На венчание надевали сарафан - "шубку", которая к верхней одежде не имела никакого отношения и шилась из шелковой ткани.
Головной убор был обязателен для женщины и состоял из нескольких деталей. Сегодня даже не все музейные работники знают, как его правильно надевать. Кокошник, кичка, сорока - так поэтично назывались эти предметы одежды, отождествляющие женщину с птицей. Каждому отводилась своя роль. Сороку, например, носили замужние селянки до рождения первенца, а потом только на праздники.
Завершался свадебный наряд украшениями - бусами и грибатками. По числу декоративных солнышек на последних молодой супруге прочили количество будущих детей.
Соединение сердец: после 80 воспрещается!
На выставке можно узнать и о традициях праздничного застолья. Красивую, богато вышитую свадебную скатерть из двух половинок называли настольник. Он символизировал соединение двух людей, рождение новой семьи, поэтому его бережно хранили всю жизнь. А если умирал хозяин или хозяйка, то полотно разрезали и одну часть клали усопшему в гроб.
Для вступления в брак, как и сегодня, существовал возрастной ценз: для девушек не ранее 16 лет, юношам - после 18. "Имеющим же более 80 лет от роду воспрещено вступать в брак" - так гласил свод гражданских законов в XIX веке.
Одни из первых посетителей выставки, пятиклассницы белгородского лицея N 9, с большим интересом слушали рассказ экскурсовода о семейных обычаях и о том, как их сверстницы в позапрошлом столетии уже начинали готовить себе приданое, разучивать величальные песни. Через эти традиции наши предки из века в век передавали сакраментальный смысл и символику свадебного обряда.
В давние времена венчание и подготовка к нему были настоящим театрализованным действом, и, пожалуй, одним из самых важных событий в жизни человека.
Хоть сегодня под венец
На выставке представлено более 50 предметов свадебной одежды XIX - начала XX века. Один из самых редких экспонатов - старинный мужской костюм. Но все же основу коллекции составляют женские платья. Хотя слово "платье" - не совсем верное определение. Одежда белгородских женщин состояла из множества предметов и имела различия в каждом районе. Ближе к Курску женщины обычно носили сарафан, в Приосколье предпочитали юбки, а на западе украшали себя поневами. Этот прообраз юбки мог быть самых неожиданных цветов, умелые мастерицы расшивали их замысловатыми тонкими узорами. Зажиточные крестьянки имели десять, а то и более понев на все случаи жизни - как радостные, так и печальные. Этот элемент одежды был настолько важен, что отразился в пословицах. "Понева наденется - воля переменится" - так говорили в народе про девушку, выходящую замуж.
Коллекция музея еще в стадии формирования, но уже сейчас богатство фондов впечатляет. Только предметов одежды собрано около восьми тысяч! Почти все они подлинные, много лет назад сшитые руками мастериц нашего региона и передававшиеся по наследству из поколения в поколение. "Мы держим старинные наряды в сундуках, ведь именно этот способ хранения самый лучший, проверенный веками, нашими прабабушками, - говорит старший научный сотрудник музея Ольга МАТВЕЕВА. - Благодаря этому ткани за минувшие сто-двести лет не потеряли первоначальной яркости и выглядят так, что хоть завтра на свадьбу надевай".
Наряды действительно хороши и могли бы украсить любую девушку на выданье как в былые времена, так и сейчас. Есть здесь и рубаха с кисейными рукавами и так называемыми "золотыми ремнями" - рубаха с "хвороботами". Таким занимательным словом в старину называли кружево на тканом полотне. На венчание надевали сарафан - "шубку", которая к верхней одежде не имела никакого отношения и шилась из шелковой ткани.
Головной убор был обязателен для женщины и состоял из нескольких деталей. Сегодня даже не все музейные работники знают, как его правильно надевать. Кокошник, кичка, сорока - так поэтично назывались эти предметы одежды, отождествляющие женщину с птицей. Каждому отводилась своя роль. Сороку, например, носили замужние селянки до рождения первенца, а потом только на праздники.
Завершался свадебный наряд украшениями - бусами и грибатками. По числу декоративных солнышек на последних молодой супруге прочили количество будущих детей.
Соединение сердец: после 80 воспрещается!
На выставке можно узнать и о традициях праздничного застолья. Красивую, богато вышитую свадебную скатерть из двух половинок называли настольник. Он символизировал соединение двух людей, рождение новой семьи, поэтому его бережно хранили всю жизнь. А если умирал хозяин или хозяйка, то полотно разрезали и одну часть клали усопшему в гроб.
Для вступления в брак, как и сегодня, существовал возрастной ценз: для девушек не ранее 16 лет, юношам - после 18. "Имеющим же более 80 лет от роду воспрещено вступать в брак" - так гласил свод гражданских законов в XIX веке.
Одни из первых посетителей выставки, пятиклассницы белгородского лицея N 9, с большим интересом слушали рассказ экскурсовода о семейных обычаях и о том, как их сверстницы в позапрошлом столетии уже начинали готовить себе приданое, разучивать величальные песни. Через эти традиции наши предки из века в век передавали сакраментальный смысл и символику свадебного обряда.
Смотрите также:
- «Мораль сохраняла народ». Этнограф о том, почему важно знать обычаи предков →
- Ирина Кукина: "Хочу, чтобы к нам пришла православная мода" →
- Исчезла тайна. А любовь осталась →