Старцы земли Белгородской

   
   

Сегодня "АиФ-Белгород" рассказывает о подвижниках, долгие годы XX века проживших в нашем крае и ставших известными по всей России.

Православная церковь имеет древнюю традицию, которой нет больше ни в одной христианской конфессии - старчество. Молва о старцах идёт из храма в храм, из монастыря в монастырь, и отовсюду стекаются к ним люди за советом и помощью. Два таких удивительных человека жили во 2-й половине XX столетия на Белгородчине. Это старец Серафим Ракитянский (его икона есть на фреске в Преображенском кафедральном соборе Белгорода) и старец Григорий Давыдов, долгие годы служивший в селе Покровка Ивнянского района.

"Я поп-тихоновец"

Отец Димитрий Тяпочкин (в монашестве получивший имя Серафим) родился в августе 1896 года в Варшавской губернии в благочестивой дворянской семье. В 1911 году он поступил в Холмскую Духовную семинарию, в 1917году - в Троице-Сергиевскую духовную академию. Академия находилась тогда в зените своей славы, здесь преподавали такие профессора, как отец Павел Флоренский. В 1920 году Димитрия Тяпочкина рукоположили во священники в Днепропетровской епархии. Пастырское служение его проходило в 20-30-е годы, когда повсюду разрушались храмы и шли гонения на священников. В 1940 году отец Димитрий был арестован и отправлен в Казахстанский лагерь.

Много лет спустя духовные чада спрашивали старца: "Батюшка, били ли вас в лагере?" "Чем я лучше других? - отвечал он. - Что всем было, то и мне. Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и потерпеть сполна все скорби. Горе и лишения, которые происходят с нами, надо принимать как милость от Бога".

От родственников старца известно, что и в лагерях он не прекращал своего служения: вёл беседы с заключёнными, крестил новообращённых, исповедовал, причащал, погребал умерших. Всё это строго запрещалось лагерным начальством, за нарушение грозил карцер, из которого можно было и не выйти, поэтому богослужения совершались в строжайшей тайне. Заключённые сами пели, сами сделали отцу Димитрию из полотенец епитрахиль и поручи и вышили на них кресты.

После десяти лет лагерей священник был отправлен в пожизненную ссылку в Красноярский край. Но наступил 1953 год, и будущий старец вернулся в Днепропетровск.

Когда через много лет, в 1970 году, церковное священноначалие, высоко оценивая заслуги отца Серафима, удостоило его сана архимандрита, батюшка говорил: "Господь священный сан дал мне давно. Это и есть та высшая награда, которой я удостоился до конца своей жизни у Господа. Ведь я "поп-тихоновец", так было написано в моём уголовном деле".

В 1960 году отец Димитрий был направлен в Курско-Белгородскую епархию, и до конца своих дней был настоятелем Свято-Никольского храма в селе Ракитное, сам восстановил его. В том же году он был пострижен в монашество с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, которого всю жизнь считал своим небесным покровителем.

Господь сподобил старца Серафима дара исцелений, и до сих пор живы на свете немало людей, которых он вылечил от неизлечимых болезней одной силой своей молитвы. Старец почил 19 апреля 1982 года в полной тишине. Его последние слова были из церковной службы: "И животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе". Старца похоронили возле Свято-Никольского храма.

"Спастись можно только

в Церкви"

Более 20 лет духовником Серафима Тяпочкина был схиархимандрит Григорий (Давыдов). Все эти годы, с 1957 по 1987 - до дня своей кончины, старец Григорий был настоятелем храма во имя Покрова Богородицы села Покровка Ивнянского района.

Пожилые люди в Покровке помнят старца Григория, помнят, какой он был и добрый, и строгий, как кого-то крестил, как в Пасху раздавал детям, резвящимся на паперти у церкви, писанки - крашеные яйца. Хотя коренных жителей в приходе немного, больше приезжих, тех, кто издалека спешит в праздники на службы в этот благодатный храм, многие приезжают поклониться могиле старца.

Когда в конце 50-х годов здесь начал служить старец Григорий, тогда ещё иеромонах Геннадий (имя Григорий старец принял при постриге в схиму - высший ангельский образ - за два года до смерти), храм был полуразрушен, вообще чудом уцелел, поскольку стоял на месте самых ожесточённых боев на Курской дуге. Крыша была разбита, в алтаре лежал снег. Отец Геннадий всего с одним помощником, иподиаконом Феодором, всё восстанавливали своими руками.

В жизнеописании старца, изданном Свято-Троицкой Сергиевой лаврой и составленном священнослужителем Белгородской епархии о. Сергием Клюйко, говорится, что батюшка был монахом от юности - уже в 16 лет, в 1927 году, он в виде исключения был пострижен в монашество в Площанской пустыни. Родом он был из Орловской губернии. Прошёл время гонений на Церковь, ссылку и лагеря, скитания по епархиям в безбожные 60-е. Начав служение в Покровке, старец стал духовником клириков Курско-Белгородской епархии. В книге, составленной отцом Сергием, вспоминается масса примеров того, как вёл себя и как действовал отец Григорий при жизни - ведь священник долгие годы знал старца лично.

"Каких грехов у нас нет? Только тех, которые не существуют, - поучал старец. - Но какие Господь не прощает? Только нераскаянные". Если видел, что человек неискренне говорит на исповеди "Простите", добавлял: "Бог простит и прохворостит".

Одна женщина, придя к старцу, осудила кого-то из духовенства. Батюшка сказал ей: "Давай лучше помолимся за него". Поставил её рядом с собой на молитву и три часа молился. После этого желание осуждать священство у неё пропало.

Пройдя сталинскую каторгу на Колыме за "антисоветскую деятельность", отец Геннадий так изменился, что его не узнала родная мать. Он смиренно говорил: "Те, которые были праведниками, сподобились мученического венца, а мы страдали за свои грехи". Его погребли там, где он сам определил, - перед алтарём Покровской церкви. На его могиле сейчас воздвигнут памятник.

Старец учил своих духовных чад: "Спастись можно только в Церкви. Если ты вскочил в переполненный автобус, то хотя тебя и давят со всех сторон, ты всё-таки едешь. Так и церковный человек: хотя и имеет искушения, но с Божией помощью он преодолевает всё".

Смотрите также: