Примерное время чтения: 7 минут
1343

Как погиб епископ Никодим? История загадочного белгородского епископа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Белгород 09/12/2015
Фото из собраний Павла Альбощего и Павла Субботина / из архива редакции

Монах и просветитель

Святитель Никодим – удивительный пример совмещения в одном лице кропотливого исследователя, писателя, проповедника, администратора и христианского мученика. По злой иронии века, последним дореволюционным белгородским епископом, убитым малограмотными революционерами, был учёный-монах с академическим образованием, чьи труды по истории и агиографии переиздаются до сих пор.

Будущий епископ Никодим, в миру Александр Михайлович Кононов, родился в семье священника–миссионера Архангельской губернии. Закончив духовную семинарию, а после – Санкт–Петербургскую духовную академию, он в 1896 году принял монашеский постриг и в сане архимандрита трудился в качестве ректора Калужской и Олонецкой духовных семинарий. Задолго до своего прибытия в Курскую губернию он проявил себя как неутомимый исследователь подвижничества и истории монастырей Русского Севера.

9 января 1911 года архимандрит Никодим был возведён в Санкт-Петербурге в сан епископа Рыльского, викария, то есть помощника главного епископа Курской епархии. Прибыв на место служения, епископ Никодим принял самое активное участие в подготовке и проведении торжества прославления святителя Иоасафа в лике святых и много труда и энергии положил на изучение его биографии.

В 1913 году владыка Никодим был переведён на епископскую кафедру в Белгород, где и оставался до самой своей гибели.

Главный враг большевиков

После массового бегства белгородских семей, принадлежавших к городской дореволюционной элите, епископ Никодим остался единственным крупным представителем старорежимного времени, обладавшим авторитетом среди населения и возглавлявшим местное духовенство, которое революционерами рассматривалось как контрреволюционная сила. Неудивительно, что в глазах местных большевиков владыка окончательно превратился в их главного врага.

Епископ Никодим регулярно, как до, так и после прихода большевиков, произносил с амвона обличительные речи против насилия и грабежа, чинимого революционерами. Наместник белгородского Свято–Троицкого мужского монастыря о. Митрофан вспоминал: «В проповедях своих епископ Никодим изобличал большевиков, предостерегая от них народ, и всячески старался раскрыть народу глаза на истинную грабительскую политику большевизма. Большевикам содержание проповедей епископа Никодима не нравилось, и не раз они угрожали епископу, что примут в отношении него самые крутые меры, если он будет затрагивать в своих проповедях большевиков и критиковать их действия».

Повторное вступление большевиков в Белгород сопровождалось массовыми грабежами населения, взятием заложников за выкуп, изъятием  у населения жилья, вымогательством, расстрелами и избиениями. Игнорировать происходящее епископ Никодим не мог и продолжал обличать творящееся насилие, несмотря на угрозы в свой адрес. Это пусть моральное, но противостояние большевикам сыграло роковую роль в судьбе архи­ерея, предопределив его скорую смерть.

Арест Владыки

В декабре 1918 года епископ Никодим был арестован, но потом отпущен. Вновь сказав обличающую насилие проповедь, он был арестован снова.

Весть об аресте епископа облетела Белгород. У женского монастыря, где в то утро должен был служить владыка, начали собираться люди. Преподавательницы женской гимназии стали просить свою начальницу Марию Дмитриевну Кияновскую выступить в качестве представителя от народа с просьбой отпустить владыку. Мария Дмитриевна и часть собравшихся направились к зданию ревкома.

 Увидев толпу протестующих, большевики пришли в большое волнение – председатель исполкома Меранвиль и комендант города Стефан Саенко вызвали солдат и не выходили до их прибытия. Солдаты прибыли, здание было оцеплено, на толпу навели пулеметы. Появились сильно напуганные Меранвиль и Саенко. Кияновская стала просить освободить епископа, но ни Меранвиль, ни Саенко её не слушали. Саенко находился в состоянии крайнего возбуждения и, размахивая нагайкой, в исступлении кричал: «Явная преступница! За буржуя стоишь!». Постепенно, кроме солдат, толпу наводнили агенты ЧК, были схвачены Мария Дмитриевна, священник Преображенской церкви о. Владимир Лимарев и ещё несколько человек.

Разогнав жителей при помощи солдат и стрельбы, большевики продолжили аресты. По указанию Меранвиля в мужской монастырь явились оба Саенко – комендант города и начальник милиции. Обвинив монахов в провоцировании народного волнения, комендант приказал начальнику милиции арестовать наместника о. Митрофана, казначея о. Даниила, благочинного о. Серафима и ризничего о. Неофита, после чего тот препроводил их в комендатуру.

Там их снова встретил Стефан Саенко со словами: «Через вас, попов да монахов, вся революция пропала, я вас всех перережу или постреляю!». Позднее, в 5 часов вечера, в комендатуру был приведён и о. Порфирий Амфитеатров – один из самых уважаемых в городе священнослужителей. На пожарный двор – сейчас это двор Белгородского строительного колледжа – была выведена Мария Дмитриевна и убита Стефаном Саенко из револьвера тремя выстрелами в упор.

Через несколько дней расстреляли и отца Порфирия. В ночь после этих событий владыка Никодим был острижен, переодет в солдатскую шинель, фуражку и расстрелян во дворе белгородской тюрьмы. Расстрел производили председатель уездной ЧК Васильев М. А., старший оперуполномоченный ЧК Набоков С. П. и начальник милиции Саенко В. А. Тело владыки было закопано на месте расстрела.

Приготовленная для епископа могила была вырыта не по его росту, труп в ней не помещался, и его фактически втиснули в эту могилу на коленях лицом вниз. Надзиратель тюрьмы, присутствовавший при откапывании владыки, потом говорил: «Его, видимо, туда утаптывали ногами, чтобы он поместился в ней».

В феврале 1919 года тело владыки было выкопано и перевезено в общую яму за городским кладбищем. Именно там его и обнаружила специальная комиссия деникинской армии, занявшей Белгород летом 1919 года. Останки были торжественно перезахоронены у северной стены Свято–Троицкого собора мужского монастыря.

Канонизация и обретение мощей

Святитель Никодим был канонизирован Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года в лике новомученика и исповедника. Однако точное место его захоронения было неизвестно. И только начало перепланировки квартала, где до революции располагался Свято–Троицкий собор с монастырём, внесло окончательную ясность в этот вопрос.

В ноябре 2012 года останки владыки Никодима были обнаружены в кирпичном склепе при проведении земляных работ у фундамента строящегося здания Белгородской митрополии – там, где и были захоронены в 1919 году. Для идентификации останков была создана специальная комиссия и проведён ряд экспертиз, в том числе баллистическая, так как в останках были обнаружены пули. Комиссия вынесла решение о принадлежности останков владыке Никодиму. Гробница священномученика включена в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия.

24 марта 2013 года, в день Торжества Православия, в Спасо–Преображенском кафедральном соборе Белгорода обретённые мощи священномученика Никодима, епископа Белгородского, были впервые торжественно изнесены для поклонения верующим. Сейчас  они находятся в домовом храме нового здания Белгородской митрополии.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах