Землю - фермерам! Почему лучшие земельные угодья достаются агрохолдингам?

Анастасии Есауленко / АиФ

В возникающих конфликтах белгородские власти и суды встают на сторону агрохолдинга.

   
   

Кто нужнее?

Конфликты, возникающие между крупными и мелкими хозяйствами, неизбежны. В начале 90–х годов минувшего века, когда федеральные власти раздавали крестьянам земельные паи, у большинства селян не было средств и возможностей полноценно заниматься сельхозпроизводством. Говоря проще, не было стартового капитала. Однако денежные средства имелись у московских агрохолдингов, которые занимались переработкой сахарной свеклы, подсолнечника и других профильных культур. Владельцы перерабатывающих предприятий стали активно выкупать земельные паи у белгородских крестьян, и в этом не было ничего плохого: агрохолдинги обеспечивали их работой, а власти получали доходы в бюджет.

Но времена меняются, и сегодня многие жители нашего региона готовы заняться или уже активно занимаются фермерством, и зачастую у них возникают конфликты с крупными производителями.

Так, например, фермер из села Панки Губкинского района Василий Троценко и два его сына обрабатывают около тысячи гектаров арендуемой земли. У Василия Николаевича также есть ферма на 300 коров с доильным залом, которая ежесуточно даёт до 300 тонн молока. На ферме работают невестки и внуки и ещё трое наёмных рабочих.

– Если в деревне нет коров, то деревня умирает, – убеждён фермер.

Недавно у него возникла потребность в новых земельных угодьях, чтобы выращивать корма для коров. Ведь их надо кормить круглый год. Районные власти пошли ему навстречу и предложили землю в 50 км от Панков. Но фермер отказался от подобного предложения и попросил участок поближе к его тракторам. Но участок вблизи села оказался занят крупным московским агрохолдингом, перед которым трепещут не только районные, но и вышестоящие руководители.

   
   

– Договариваться с Москвой бесполезно, там не интересуются проблемами мелких товаропроизводителей, а местные власти никогда не будут конфликтовать с крупнейшим инвестором из–за фермера, – говорит Василий Николаевич.

Сейчас Василий Николаевич сооружает зернохранилище. Уже залил под него фундамент. К сожалению, хранилище находится в черте сельского поселения, а потому арендную плату за использование земли приходится платить по кадастровой стоимости земли. То есть в разы больше.

Пай не отдают

Впрочем, проблемы с московским агрохолдингом возникают не только у фермера Троценко. Этот же агрохолдинг арендует землю у белгородских властей для производства сахара. Фермеры в Валуйском и Вейделевском районах хотят выделить из этой аренды свои земельные паи для того, чтобы расширить хозяйства. Фермеры обращаются в суды. Но московские арендаторы не дают согласия на выделение фермерам своих земельных паёв из общей долевой собственности, а суды встают на сторону москвичей.

В официальном обращении к Президенту РФ участники общей долевой собственности на земельные участки пишут: «Уже выделенные земельные участки, правомерно поставленные на кадастровый учет, право собственности на которые зарегистрировано в законном порядке, по воле арендатора (то есть московского агрохолдинга. – Ред.) легко снимаются по решению судов с кадастрового учета и возвращаются в общую долевую собственность».

Смотрите также: